Этап профессиональных путешествий и элитного туризма.
С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определённых услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т. д. Исторически первыми предприятиями индустрии туризма стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.
В античные времена основными мотивами путешествий были торговля, образование, паломничество, лечение. В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры). Развитие торговли привело к массовому строительству дорог, постоялых дворов, таверн. Некоторые постоялые дворы по роскоши не отличались от домов богатых людей. Римская аристократия активно участвовала в рекреационных путешествиях — на свои виллы, к морю, в горы.
На востоке в древности путешествовали караванами на верблюдах. Ночевали в шатрах или в караван-сараях (постоялый двор с загоном для животных). Уровень обслуживания был намного выше, чем в Европе из-за более активной торговли.
В средние века среди путешествий усилился религиозный фактор — огромные массы людей устремлялись к христианским и мусульманским святыням. И только эпоха Ренессанса ослабила религиозные мотивы и усилила индивидуальный характер и образовательную направленность поездок. Молодые люди нередко отправлялись в тур по Европе, прежде чем заняться профессией. Европейское общество отдыхало на курортах Швейцарии, Германии, Австрии, Греции, Италии.
Этап массового туризма
Этот этап характеризуют: зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг (XIX век), а также становление массового и социального туризма (до Второй мировой войны) и быстрое развитие индустрии туризма и массового конвейерного туризма (до 80-х годов XX века).
Зарождению массового туризма способствовало развитие промышленности, а как следствие — разграничение свободного времени, появление оплачиваемых отпусков. Кроме того, революционное развитие транспорта — появление парохода, паровоза, расширение сети дорог также сыграло важную роль.
Первые высококлассные гостиницы появились в Германии и Швейцарии в начале XIX века, во второй половине века — создаются бюро путешествий, которые организовывали туристические поездки и реализовывали их потребителю.
В первой половине XX века в Германии и СССР стимулировался массовый отдых, спортивный туризм и военно-прикладные виды спорта.
После экономического спада, связанного со Второй мировой войной, начался новый этап. С 50—60-х годов XX века началось активное развитие туристических фирм, массового строительства гостиниц и разного рода увеселительных заведений. Европейский туризм был ориентирован на прием американских туристов, а с 1970-х годов, наметился рост и выездного туризма.
С 1980-х годов темпы роста туризма замедлились, а массовый туризм трансформировался в дифференцированный. Туризм становится стилем жизни, усиливается тенденция к расширению ассортимента услуг, появлению новых объектов рекреации. Популярными становятся индивидуальные туры, экологический и спортивный туризм.
Туризм в СССР
В СССР развивалась сеть профсоюзных лечебно-профилактических и курортных учреждений, детский сезонный и спортивный туризм. Выездной туризм за пределы СССР был обставлен многочисленными препонами и доступен только узкой группе лиц. Путешествия за границу семьями не допускались. Наряду с этим СССР по размаху туристического движения занимал одно из первых мест в мире.
Периодизация истории российского туризма.
История такого социального феномена как туризм не раз подвергалась периодизации. Одна из наиболее известных среди ученых и практиков периодизаций российской туристской истории делит ее на следующие периоды:
§ Дореволюционный,
§ Довоенный,
§ Послевоенный (до рубежа 50-60 гг.),
§ Период развитого социализма (охватывает 70-80 гг.),
§ Переходный период (90-е гг.),
§ Двухтысячные годы.
Данная периодизация копирует исторические этапы развития СССР и постсоветской России, но в ней отсутствует какой-либо критерий выделения периодов туристской истории. Она просто представляет собой кальку исторического развития российского государства, наполненную туристским содержанием.
Другая известная периодизация российского туризма состоит из семи периодов:
§ Просветительского (до 90-х гг. XIX в.),
§ Организационно-централизованного (1930-1970 гг.),
§ Административно-нормативного (1970-1990 гг.),
§ Переходного (с 1990 г.),
§ Современное состояние российского туристского рынка.
Ставшая распространенной среди специалистов, она, однако, не выдерживает никакой критики. По каждому периоду можно поставить вопросы.
Интерес представляет периодизация российского туризма, разработанная В. В. Абрамовым:
§ I этап-предтеча современного организованного планового туризма (1777-1890 гг.)
§ II этап-зарождение организованного отечественного движения (1890-1917 гг.)
§ III этап-становление туристско-экскурсионного дела в СССР (1917-1936 гг.)
§ IV этап-внедрение новых организационных форм управления массовым туризмом (1936-1969 гг.)
§ V этап-совершенствование структуры управления туристско-экскурсионной системой (1969-1985 гг.)
§ VI этап-период интенсивного развития туризма (1985-1991 гг.)
§ VII этап-деструктуризация системы социального туризма (1991-1995 гг.)
§ VIII этап-переходный период к созданию национальной туристской индустрии (1995 г.-настоящее время) Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик «История туризма в Российской империи, Советском Союзе и Российской Федерации» «Март», Феникс. Москва-Ростов-на-Дону, 2010.
Эту периодизацию выгодно отличает ясно улавливаемый научный подход.
Таким образом, можно сделать вывод, что только после Второй мировой войны туризм приобретает действительно массовый характер. Из предмета роскоши он становится потребностью для большинства населения высокоразвитых стран. Формируется индустрия туризма со своими институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления. Особенностью современного туризма является широкий международный обмен.
При этом в спросе и предложении на рынке произошли существенные изменения. Данный факт дает основание утверждать, что массовый конвейерный туризм трансформировался в массовый дифференцированный. Если первый предполагает обезличенность услуг в расчете на однородность потребностей и мотиваций туристов, то второй характеризуется разнообразием предлагаемых услуг и достаточно четко выраженной специализацией туристского предложения.
В свою очередь, ведущее положение Европы в международном туризме определяется не только количеством иностранных посетителей и суммой валютных доходов, но и мощностью материально-технической базы иностранного туризма, которая в определенной мере превосходит возможности туристической индустрии других районов мира, в частности, средствами пассажирского транспорта, гостиничного размещения, экскурсионными и зрелищными объектами. Решающая роль в международном туризме в Европе принадлежит туристскому обмену между европейскими народами.
На долю европейских государств приходится около 90% всего иностранного туризма в Европе.
Иностранный туризм является сейчас одной из самых динамичных отраслей экономики Франции, Германии, Испании.