Всевозрастающая значимость туризма характерна для XX — начале XXI в. Его роль сводится не только к воздействию на экономику, а — не самое главное — к осознанию необходимости развития связей между народами разных стран мира и для взаимопознания их истории, культуры, традиций. Туризм стал послом дружбы в международных отношениях.
Современные туристические потоки формируются под влиянием факторов, достигающих историей древних эпох. Это объясняется стремлением человека познать окружающий мир, установить с соседними народами торгово-экономические, культурные и иные связи. Первые признаки туризма наблюдаются в глубокой древности и тесно связаны с путешествием как главным средством познания окружающей среды.
На протяжении многих веков население было статичным. Она преимущественно характеризовалось привязанностью к земле, сельского хозяйства. Проходили века, росли потребности в новых для проживания территориях. Для их поиска целые племена отправлялись в мировые путешествия, встречая малоизвестные народы, которые отличались языком, культурой, традициями. Некоторые из путешественников описывали эти особенности, а материалы затем использовали для усиления связей между народами. Из средневековых путешественников, описывающих культуру и быт, например, народов Востока, отличался известный мореплаватель, венецианский купец XIII в. Марко Поло. Собранные им материалы послужили основой для составления географических карт.
Конец XV-вторая половина ХУП в. — Эпоха Великих географических открытий, что способствовало дальнейшему развитию торговли и мореплавания. Централизованные монархии Европы снаряжали экспедиции для завоевания новых заморских территорий. Все это ознаменовало рост подвижности населения мира. Итак, путешественники протяжении многих веков отправлялись в путь не для получения удовольствия, а чтобы достичь какой-то цели. Путешествия ради удовольствия стали лишь тогда популярными, когда появились регулярные пассажирские перевозки, организовано питание и средства размещения, действие путешественников (XVII в.), Когда исчезли элементы явного риска и повседневных препятствий, которые веками были главным препятствием на пути путешественников.
После Первой промышленной революции (в конце ХVIII в.), Путешествия стали популярными, но преимущественно среди состоятельных слоев населения. Однако заметим, что перемещение людей происходили постоянно. Они были связаны с войнами и другими политическими событиями, с паломничеством к святым местам, поиском работы, обучением. Однако объемы этих путешествий были незначительными.
Масштабный рост туризма связано с дальнейшим развитием мирового хозяйства, рыночных отношений и классических составляющих спроса: свободного времени, денег и потребительских преференций.
Большинство современных исследователей туризма выделяют четыре основные стадии (этапы) его развития, хотя их сроки могут несколько не совпадать. Так, английские ученые Ю. Ликориш и К. Дженкинс первую из четырех стадий связывают с длительным периодом, охватывающим древнейшие времена вплоть до XVIII в. А украинские исследователи И. Беликов, Л. Устименко и И. АФА-насьев продолжают его почти до середины XIX в. а точнее — до 1841 г. На наш взгляд, его верхняя граница совпадает с периодом развертывания Первой промышленной революции, которая привела ощутимые изменения в общественной жизни человечества — появление паровой машины и ее практического применения.
Итак, назовем четыре основные стадии (этапы) в истории развития туризма.
Первая — от древнейших времен до конца XVIII — начала XIX в. Это стадия начала развития мирового туризма.
Вторая — начало XIX в. до конца Первой мировой войны — период становления организованного туризма.
Третья — от 1918 г. до конца Второй мировой войны — этап индустриализации туризма.
Четвертая — с 1945 г. до наших дней. Связанная с массовым развитием туризма и процессом глобализации.
Многие исследователи первую стадию, стадию начала туризма, чаще всего связывают с развитием торговых связей, между отдельными городами, странами, регионами2. Умелый торговцами древности были финикийцы, которые успешно использовали корабли для прокладки морских путей в неизвестные страны, плавая вдоль западных берегов Европы, Африки.
Особый период в истории человечества связан с древнегреческим путешественником, ученым, отцом истории Геродотом (ок. 485 г. — ок. 425 г. до н. Е), который описал страны Ближнего Востока, скифские степи, Причерноморье (V в. до н. э.). После Геродота немалый вклад в познание мира сделал Пи-фей, объехав берега Западной и Северной Европы в 330 г. до рождения Христа, описал для греков эти страны. Впервые назвал Англию Альбионом (Белым Островом).
Высокого уровня достигла подвижность греков в период расцвета городов-государств, в частности Афин, Дельфы, Эпидавр, Олимпии. Начиная с 776 г. до н. е. ежегодно на Олимпийские игры стекались любители спорта и любители искусства не только из Эллады, но и других европейских стран. К этому периоду также относится строительство первых специализированных зданий, в которых могли разместиться атлеты и зрители. Для познания мира большое значение имели военные походы Александра Македонского в IV в. до н. е.
Для познания мира немало сделал древнегреческий географ Страбон (63 г. до н. Н. э. — 20 г. Н. Н. э.). Его знаменитая «География» в 17 книгах стала заметным шагом в познании мира, стран, отдельных народов. Клавдий Птолемей дополнил предыдущих исследователей-географов новым познанием мира.
После завоевания римлянами Греции открылся прямой путь к местам, которые уже в те времена считались центром мировой культуры. Римляне изучали греческий язык, философию, узнавали памятники культуры, а также посещая места с теплыми минеральными водами и с организованным комфортом в районах Кампании и Этрурии, Геркулануме. В период Римской империи возникли государственные дворы вдоль дорог, где размещались на отдых курьеры и государственные служащие Рима. Во время таких поездок римляне уже тогда пользовались дорожными путеводителями.
В раннем Средневековье распространилось религиозное паломничество. Пути к святым местам паломники использовали для отдыха монастыри, церкви, постоялые дворы. Наиболее известными центрами религиозного туризма на Святой земле были Иерусалим, Назарет, Вифлеем, монастыри Келюши, Лурд, а также святыня мусульман — Мекка и др..
Значительно расширили познания мира арабские путешественники VIII-XI вв. Самым известным был купец из Басры — Сулейман, побывавший в Китае, Индии и других странах мира и оставил интересные воспоминания.
Весомый вклад в познание географического пространства сделали морские открытия в VIII-IX вв. северными народами, в частности норманнами, которые во время походов одновременно захватывали прибрежные города, поселения, захватывали купеческие суда. их на наших землях называли варягами.
В эпоху Киевской Руси особенно тесными были контакты наших предков со странами Западной Европы и Византией, что и повлияло на судьбоносное решение о принятии христианства на Руси-Украине. Это помогало через посредство священнослужителей, переводчиков, ремесленников поддерживать тесные связи с Византией, и со многими другими странами Европы.
В Средневековье массовое перемещение людей наблюдалось во время Христовых походов. Это давало возможность не только завоевывать новые территории, но и познавать их, расширять рынки сбыта, закупать новые товары. Подробные описания этих стран и народов оставили такие известные путешественники, как АФА-Наси Никитин и уже упоминавшийся нами Марко Поло.
Важной вехой в развитии туризма стало использование минеральных вод, грязей с лечебно-оздоровительной целью, их применение издревле свидетельствуют археологические раскопки, описания в Библии, например, об использовании священного озера Бенарес под Иерусалимом с лечебной целью. В Древнем Египте лечебные свойства минеральных вод использовали жрецы, чем и приумножали богатства местных храмов. Несколько позже для лечения и паломничества использовали священные источники, озера и даже реки (Индия, Древний Китай, Персия).
«О рекреационно-туристическую деятельность в современном понимании этого слова, — отмечает В. Мацола, — мы можем говорить лишь в Древней Греции и Древнем Риме. В этих странах сформировались специальные центры с ценными природными рекреационными ресурсами, которые предоставляли широкий ассортимент рекреационных услуг: купание. питья, горячие ванны, натирания, лечение, бытовые услуги и т. д. «Особо популярными в Древней Греции были горячие источники на о. Евбел, где для их использования возводились специальные здания. Здесь их владельцы за соответствующую плату сдавали дома пришельцам для лечения.
В Древнем Риме прекрасными местами оздоровления были курорты Байя, Аква-Альбула, приморская климатическая местность Сенцио, а также о. Капри южнее материковой Италии, и по сей день считается одним из найприваблы-виших туристических центров Европы.
В древнюю эпоху популярностью центры на нынешних Бэиле Еркуланс и Синджарз-Баи в Румынии, Аквинкула (Будапешт) и оз. Балатон в Венгрии, Вараджинське-Топлице (Хорватия), Добрна (Словения), Варна в Болгарии, Висбаден в Германии, Баден в Швейцарии, Бат в Великобритании, Экс-ле-Бен во Франции и др..
Лечебные минеральные источники и местные климатические условия умело использовали и на американском континенте, в частности ацтеки в Мексике и инки в Южной Америке. В эпоху Византийской империи с лечебно-оздоровительной целью пользовались некоторыми местностями на берегах и островах Мраморного и Эгейского морей, а также берега пролива Босфор. В XII в. широкую популярность приобрели минеральные источники Франции и Италии. В XIV в. возник курорт Карлсбад (теперь Карловы Вары). В это время стал популярным курорт Баден-Баден на территории юго-западной Германии.
С зарождением курортов установился режим лечебных процедур. С середины XVI в. в Карлсбаде впервые введен налог с пациентов. В начале XVII в. во Франции уже существовала курортная инфраструктура, созданная для наблюдения за курортами, их эксплуатацией. Такие же учреждения возникли в Великобритании, Швейцарии.
В этом же периоде (конец XVII в.) Во французском лексиконе появился термин «турист». Им называли представителей привилегированной знати, которые из любопытства посещали зарубежные страны. Особенно усилился интерес к Италии, античных памятников Рима, Флоренции и других городов. С открытием Помпеи (XIX в.) Италия превратилась в ведущую туристическую страну Европы.
Развитие туризма существенно ускорился в XVIII в. Когда возникли морские курорты, создав моду на купание в морской воде. Первые крупные отели на таких курортах были известны в Великобритании, а затем во Франции и других странах. Сначала на морских курортах отдыхали богатые посетители. С ростом благосостояния, клиентами таких заведений становились представители среднего слоя. Массовые поездки для личного удовольствия начались в конце XVIII — начале XIX в.
Итак, путешествия, предпринимаемые до конца XVIII в. Нельзя считать туризмом в современном понимании. их нужно рассматривать как стадию начала современного туризма.
Вторая стадия, которую еще называют железнодорожной эрой «связана с первым взрывом большого спроса на путешествия и их влиянием на общественные привычки и экономику стран. Рост скорости перемещения с помощью пароходов и поездов, а также увеличение количества населения и его финансово-экономических возможностей создали заметный туристический рынок. Появились путешествия, а с ними — туристические центры с туристической торговлей, агентами, туропе-ратор, которые предлагали организованные туры, турпакеты и даже туристическую литературу. На первый взгляд, мало что изменилось и сегодня, но координация транспортных планов и туристическая политика тогда была ограниченной или, скорее, несовершенной.
Первая пассажирская железная открылась в Англии 1830 Согласно данным исследователей, в частности английских авторов Ю. Ликориша и К. Дженкинса, уже 1841 Т. Кук ввел на железной дороге первый пакетный тур, осуществив массовую прогулку (570 человек) из Лейстера в Лафборо. Он активно начал новое направление бизнеса. Заслугой Т. Кука было и то, что он занялся организацией всех составляющих путешествия-транспорта, размещения, обслуживания на месте пребывания, создавая настоящий туристический продукт и удовлетворяя специфический рыночный спрос. Он изобрел существенную услугу — туристический пакет. Изобретение предприимчивого англичанина начали внедрять во всем мире, но прежде всего в 40-50-х годах XIX в. — В промышленно развитых европейских странах.
Т. Кук корне изменил отношение к путешествию — от необходимой, иногда далекой, связанной часто с поиском работы или с целью обучения, к организованной развлечения и нового понимания самого отдыха. Современники ценили его не только за науку организации туризма, но и за рекламную деятельность, за выданные им туристические путеводители. Он первым организовал международные поездки (туры) из Англии в материковой Европы, в частности на Всемирную выставку в Париже (1851 г.), а с 1856 г. — до других европейских государств. От 1865 Т. Кук начал использовать суда для круизных поездок английских туристов в Северную Америку, в частности СПИА. В 1882 г. было осуществлено первое кругосветное путешествие.
В 1867 г. состоялся пятимесячный вояж к святым местам (Палестины) вместе с Марком Твеном, наверное, первый круиз по Средиземному морю. Стоимость такой поездки для пассажира составляла 1200 долларов. Тогда это была огромная сумма, которую оплатить могли только представители богатых слоев населення6.
Расширение спроса на туристические услуги связано не только с повышением жизненного уровня населения, но и с развитием железнодорожного транспорта, судоходства, связи, машинизацией производства, распространением рекламы и сервисного обслуживания.
Организованные поездки стимулировали строительство крупных гостиниц в городах возле вокзалов и на популярных курортах. Спрос на туристические услуги стимулировал развитие курортов, основанных на использовании минеральных источников, грязей. Это происходило до тех пор, пока поездки к морю не обусловили бурного роста средиземноморских центров, таких как Ницца, Канны во Франции и др..
Гостиничные компании на рубеже XIX-XX вв. занялись строительством не отдельных зданий, а гостиничных цепей, предоставляя отдыхающим организованы общепита, лечебные услуги и т. п..
На развитие туризма значительное влияние самодеятельные туристические клубы, общества, появились во второй половине XIX в. Они разрабатывали маршруты, заботясь об обеспечении туристов необходимым комфортом. Первый такой клуб возник в Великобритании (1857 p.), Впоследствии — в Австрии (1862 p.), Италии, Швейцарии (1863 p.), Германии (1869 г.) и в других странах Европы и мира. Усилению привлекательности туристско-оздоровительных центров содействовала начатая реклама и маркетинговая деятельность. Так, в Монте-Карло 1914 г. было открыто ралли, чтобы активизировать межсезонную туристско-развлекательного деятельность. В свою очередь гостиничные компании организовали выставку автомобилей старых марок. Это произошло прежде всего в Лондоне и Брайтоне.
Трансатлантические путешествия, с 60-х годов XIX в. стали называть грандтурамы, были мотивировано познанием культурного наследия, любознательностью населения. Количество путешествий на американский континент постепенно росла, в частности в ее северных стран. Это привело учреждения новой компании Wells Fango, Движение пассажиров из Великобритании и Европы в Америку вместе с мигрантами в 1910 — 1914 pp. превысил ежегодно 1 милл человек.
Итак, на протяжении второй стадии развития туризма произошли серьезные изменения в самой сути поездки: путешествие ради определенной цели превратилась в путешествие ради удовольствия или занятия спортом, хобби. Эта новая тенденция охватила большинство стран Европы. Появились высококачественные рекламные буклеты, брошюры и путеводители. Положительную роль сыграли писатели, посвящали произведения путешествиям.
Фактически современный туризм по форме и содержанию появился накануне Первой мировой войны. Интенсивное развитие туризма в XIX в. привел к основанию 1898 Международной лиги туристических ассоциаций со штаб-квартирой в Люксембурге, которая в 1919 г. была преобразована в международный туристический альянс, который существует до сих пор и объединяет более 140 стран мира.
Третий (межвоенный) период сравнительно короткий, он длился с 1918 г. до 1945 г. еще называют этапом индустриализации туризма. Этот период имел самую недостаток — был поражен главными мировыми рецессиями (кризисами) 30-х годов. После Первой мировой войны туризм восстановился сравнительно быстро, хотя война не прошла бесследно. Она принесла ожидаемые изменения, что вылилось в заинтересованности в мире и взаимопонимании между народами, повышении активности движения за эмансипацию женщин и т. д. Вторым важным фактором на пути развития туризма были технические усовершенствования, ускоренные потребностями военного времени. Так, эффективными стали автомобили и автобусы, благодаря чему туроператоры могли обеспечить для туристических целей комфортный и дешевый транспорт. Авиация стала практичнее средством доставки. Это было начало эры мобильности и коммуникаций, что значительно влияло на развитие туризма во всех странах мира.
Всего путешествия были связаны в основном с государственным транспортом. В послевоенные годы росло воздушном сообщении. Например, в 1938 г. в Великобритании зафиксировано 220 тыс. пассажиров, из них 95 тыс. были направлены на материковую Европу. Треть британских отдыхающих путешествовала туристическими междугородными автобусами. Тяга к новым видам отдыха продолжалась. Все популярнее в Западной Европе становились кемпинг и путешествия автомобилями с прицепами, распространялись молодежные туристические лагеря, усиливался социальный аспект туризма и отдыха при содействии национальных государств (сам отдых все еще был ограничен во времени — от одной до двух недель в год). Так, в 1939 г. в Великобритании с 18 млн рабочих 11 млн пользовались правительственной поддержкой. Это был период становления социального туризма.
Постепенно росло и количество зарубежных поездок с участием представителей среднего слоя. Это наблюдается в Европе и Америке. Специалисты оценивают указанный период развития туризма как репетицию для взлета туризма после Второй мировой войны. Ведь, как уже упоминалось, мировой кризис 30-х годов определяющим влияние на ограничение развития туризма, уменьшение объемов трансатлантических перевозок. Это особенно наблюдалось в Германии и Италии. Они из числа европейских стран имели или не наибольшие экономические трудности. События сказались и на Великобритании. Если в 1930 г. путешествия из Англии в Австрии насчитывали 1,8 млн человек, а в Швейцарию почти 1 млн, то в период кризиса эти потоки уменьшились на половину и даже больше. Еще ощутимого удара потерпел туризм во время Второй мировой войны. Но путь к революционным изменениям в развитии туризма, несмотря на мировой кризис и Вторую мировую войну, уже было определено. Путешествия и отдых для миллионов жителей планеты становились неотъемлемой частью их жизни.
Четвертый период — стадия массовых путешествий — начинается с 1945 г. и продолжается до сих пор. На этом этапе внедряется научно-техническая революция, которая реализовалась ростом благосостояния всех слоев населения мира, увеличением доходов и свободного времени, что повлияло на образ жизни и поведение людей. Масштабы этих изменений оказались огромными.
Массовый рост путешествий прежде началось в развитых странах мира. Этому способствовали развитие средств связи, транспорта и других форм коммуникаций, в частности телевидения, которые усиливали экономические факторы развития туризма, а также интерес населения к достопримечательностей чужеземных стран. Сложилась такая ситуация, что зарубежные поездки в развитых странах перевесили интерес к отечественного турпродукта или отдыха дома.
В целом население богатых стран мира стало значительно мобильнее благодаря увеличению количества автомобилей — с 100 млн в 1970 г. до 650 млн в первые пять лет XXI в. Причем на частные автомобили приходится почти 4 / в наземного транспорта. Частный автомобиль стал важнейшим средством перемещения к местам отдыха — 58% общего количества перевезених8.
Железнодорожный и общественный транспорт (автобусный) на этой стадии развития туризма, в частности в развитых странах, потеряли определяющую роль, но возросло перевозки туристов на регулярных рейсах воздушным транспортом. Со второй половины 80-х годов XX в. появились перевозки нерегулярными рейсами (чартерные услуги). На них приходилось до 1 / б от всей перевозки отдыхающих воздушным транспортом в мире и более 50% на европейских рейсах.
Быстрому и масштабному развитию воздушного пассажирского транспорта после войны способствовали революционное внедрение многоместных самолетов и высокая эффективность оборудования, что обусловило существенное сокращение времени перелетов и снижения реальных цен. Чартерные рейсы интенсивно использовали туроператоры европейских стран. Масштабы расширения туристических перевозок воздушным транспортом, по данным ВТО, уже в середине 90-х годов достигли почти 600 млн человек, а в 1960 г. насчитывала всего 69 млн. В целом объем туристических прибытий с 1950 г. по 2008 г. вырос почти в 35 раз. составляя в 2008 г. 924 млн человек. Причем доля пришлась на Европу, что равнялось от общего объема международных прибытий, соответственно, 66,4% и 52,8%. С расширением общего объема поездок туристические потоки изменили свое направление. Во-первых, поездки на большие расстояния росли быстрее, чем на короткие. Во-вторых, начали массово производиться отдыха поездки северных индустриальных городов в солнечных южных берегов. Большинство турпотоков протяжении 50-х годов XX в. по характеру стали более специализированных. Значительно возросли культурные и образовательные поездки. Развился спортивный туризм, поездки с посещением друзей, знакомых, родственных мест (сентиментальный туризм).
В конце 80-х годов массовое движение с холодных северных широт до теплых южных пляжей Средиземноморья несколько ослаб, в частности в Испанию. Это произошло вследствие изменения спроса. Зато из южных стран — Испании, Италии и других значительная доля прироста туристов в Европе пришлась на путешествия прохладных североевропейских стран. Одновременно надежное воздушное сообщение в мире способствовало перераспределению международных потоков на пользу прежде Азиатско-Тихоокеанского макрорегиона. Если их доля в 1980 г. от общего количества прибытий в мире составляла 8,3%, 1990 г. — 12,8, 2000 г. — 16,0, 2005 г. — 19,3, то в 2008 г. — 20. 3%.
Ощутимые темпы роста туристических потоков не могли осуществляться без мощных капиталовложений, направленных на обустройство новых туристических районов, преимущественно в Европейское Средиземноморье, Карибский регион Центральной Америки, страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Некоторые из этих отдыха и оздоровительных центров у моря, строившиеся на урбанистический манер, то есть с высотными зданиями, получили немало проблем. Прежде всего — это конфликт с качеством окружающей среды, движением «зеленых». Однако расширение бизнеса, связанного с деловым туризмом, в том числе и конференционным, свидетельствует рост спроса на такие гостиничные комплексы в мировых туристических центрах. Высокая экономичность делового туризма сделала этот рыночный сегмент услуг прибыльным, а значит — стабильным и перспективным.
Заметим также, что на развитие туризма непосредственно влияют мировые рецессии. Скажем, первая в послевоенный период так называемая энергетический кризис (1974 г.) повлияла на существенное уменьшение трансатлантических путешествий в Европу. К счастью, возрождение поездок произошло за достаточно короткий период. Во время второй рецессии (1981 г.) произошел ощутимый экономический спад, что повлияло на общие показатели туристических прибытий. Так в 1982 г. по сравнению с предыдущим, количество международных туристов в мире уменьшилось на 1,7 млн, причем среднегодовые темпы роста в 80-х годах составили более 3 млн человек.
Экономического кризиса 1991 г. связана с войной в Персидском заливе. Она существенно сказалась на определенных структурных изменениях в мировом хозяйстве: произошел спад обрабатывающей промышленности, а это повлекло увеличение безработицы, следовательно негативно повлияв на рост туризма, в частности в Европе. Всего 90-е годы были периодом стабильных темпов роста — от 439 500 000 лиц международных туристов в 1990 г. до 639 600 000 человек 1999
Мировой экономический кризис, начавшись во второй половине 2008 г. еще не дает нам оснований рассматривать его последствия, но совершенно ясно, что ее влияние на развитие туристического движения в мире будет отрицательным.
В последние десятилетия традиционные групповые поездки за пределы своей страны в Европе и в Северной Америке начали массово производиться на собственных автомобилях. Это привело к уменьшению продолжительности путешествий (максимум до пяти ночей), зато обнаружилась новая тенденция — увеличилась частота выездов-путешествий. Это улучшило, т. е. сладили сезонность в туризме. С тех пор (конец 80-х годов XX в.) Сезонность во многих странах, принимающих туристические потоки, стали рассматривать не как непобедимую экономическую, а как маркетинговую проблему.
В целом на протяжении первой половины четвертого периода развития туризма наблюдалось экстенсивный рост отдыха, количества туристических предприятий и объемов предоставляемых ими услуг. Начиная с 80-х годов, с одной стороны, массовый конвейерный туризм (так его называет В. Сапрунов), трансформировался в массовый дифференцированный, что обусловлено разнообразием потребностей и мотиваций туристов, то есть распространением узкоспециализированных сегментов в туристическом спросе, разнообразием предлагаемых услуг, выраженной специализацией туристических услуг. С другой стороны, на развитие массового туризма стали влиять новые факторы — качество экономическое состояние окружающей среды и даже политическая ситуация. Итак, на последнем этапе четвертого периода развития туризма произошел переход от рынка производителя к рынку потребителя услуг, что требует их гибкости для удовлетворения не только потребностей представителей элиты и среднего слоя, но и населения с низким уровнем доходов.