В настоящий сборник включены нормативные документы по спортивному туризму, действующие на период очередного классификационного четырехлетия с 2001 по 2004 годы и представляющие в основном раздел классификации относящийся к спортивным походам. Документы адаптированы к тем тенденциям, которые появились в современном спортивном туризме, в настоящее время. Перед ознакомлением документов необходимо дать перечень основных особенностей, проблем и тенденций развития спортивного туризма.
В туристском спортивном движении заметно возросла коммерческая составляющая. Она состоит в том, что достаточно большое количество предпринимателей из сферы туристского бизнеса, информационно-рекламной области, а также государственно-управленческих и образовательных структур пытаются найти себя в секторе спортивного туризма, считая, что в перспективе он может принести значительные финансовые и иные девиденты. Наибольший интерес связан с организацией бизнеса в сфере экстремального, а попросту сказать спортивного туризма на маршрутах III-V категории сложности, включая и подготовку кадров для проведения соответствующих туров. Эта тенденция понятна и она естественным образом отражает состояние развития всей страны на современном этапе.
Но построить систему, которая бы учитывала 50 летний опыт развития спортивного туризма, взяла бы все лучшее и одновременно освободилась бы от ненужных ограничений не просто. Поэтому на лицо примитивная, глобальная приватизация интеллектуального потенциала спортивного туризма (СТ), полное пренебрежение проблемами безопасности во имя главной цели — максимально быстро снять первые сливки, народить под себя комиссии и структуры, заявить о себе, приватизировать раскрученные соревнования, перетащить к себе слабых по духу специалистов СТ средней руки. Любые попытки со стороны Федерации продуманного и взвешенного построения системы с учетом всех ее особенностей и поиска ниши для любого активно мыслящего человека, фирмы, организации и т. п. приводит с противоположной стороны к закулисной борьбе, обливанию лидеров Федерации грязью и упреками в их консерватизме, затяжке по времени выхода давно назревших гостов, законов и инструкций.
Другой тенденцией развития СТ является заметная демократизация отношений между человеком, государством и природой, исчезновение одних и появление других запретов и ограничений. И как следствие всего этого заметное снижение управляемости в движении. Некоторые могут сказать — ну и хорошо, ведь в основе СТ на 80% заложены самодеятельные основы. Все так, но эти люди забывают, что существуют разнообразные проблемы, связанные с безопасностью проведения мероприятий по СТ. Ведь с каждым годом спортивному туризму покоряются все более сложные и опасные препятствия, расширяется перечень средств передвижения в природной среде. Внедряемая союзом туристов России большая классификационная свобода приводит к появлению и развитию новых подвидов туризма, как внутри уже существующих, так и вне их. Причем, интерес, например, СМИ к некоторым из них, представляющим по существу экстрим-шоу совершенно не адекватен количеству занимающихся. В тоже время массовые виды СТ и их достижения так и не могут выйти на телеэкран. Все сказанные выше моменты нашли свое отражение и в современной нормативной базе СТ — в походной практике это формирование понятий связанных с безвидовой классификацией, а также узаконивание укороченных по длине походов с прохождением ограниченного объема определяющих препятствий любых категорий трудности из разных видов туризма.
К третьей проблеме — тенденции можно отнести проблему выхолащивания основной сути СТ — природной среды его обитания. Появляются все чаще мероприятия, которые уже трудно назвать туристскими, например, недавнее проведение чемпионата Москвы по горному туризму в спортзале. Хотелось бы подчеркнуть, что это ни в коей мере не исключает проведение подобных соревнований, как тренировочных и базы для роста массовости в спортивном туризме. Необходимо также добавить, что на искусственных дистанциях используются приемы и навыки уже не свойственные тем, которые применяются в природной среде на реальном маршруте. Эта тенденция со временем видимо приведет, как это уже было со спортивным ориентированием, к появлению иного вида спорта, использующего отдельные элементы туризма, а по сути представляющего набор дистанций с иными принципами соревновательности. В основу которых уже сейчас закладываются в первую очередь скоростные параметры, наглядность, элементы шоу. Право на жизнь таких мероприятий без сомнения существует, только при одном существенном условии, что финансирование их не должно производится за счет развития основных туристских форм, к каким относятся спортивные туристские школы, заочные и очные чемпионаты, туриады, а также мероприятия из класса туристского многоборья, подобные тем, которые проводятся на реках Чуя на Алтае и Белая в Адыгее.
Четвертая тенденция развития СТ состоит в том, что несколько замедлился рост сложности походов, а также появилась потребность в поиске более сложных маршрутов в уже давно известных и доступных районах страны, таких, как Карелия, Урал и т. п. Для водного туризма, это прохождение связки разнесенных по месту препятствии в период, например, высокой воды. Такая тенденция видимо связана с экономическими сложностями, стоящими перед организаторами походов в новые районы, и необходимостью в спонсорских вливаниях.
Пятой особенностью развития СТ является то, что он, как и вся страна входит в полосу большего государственного регулирования всех процессов, и как следствие этого, возникает большее внимание со стороны государства за его развитием. Эта особенность заметно выражена в той политике, которую проводит Госкомспорт России и его территориальные структуры. Более того, СТ стал некой зоной борьбы заинтересованных в его развитии министерств и ведомств курирующих вопросы спорта, турбизнеса и образования. Причина этого заложена в самом СТ, являющимся комплексной массовой спортивно-оздоровительной технологией с одной стороны и представляющего с другой стороны фундаментальную базу для развития коммерческого экстремального туризма и связанную с ним систему подготовки кадров широкого профиля: для национальных парков, зон рекреации, МЧС, системы туристских и молодежных клубов, управленческого сектора, и традиционного направления — организации и проведения спортивных походов, путешествий и туров.
Все эти и другие менее заметные тенденции современного развития СТ естественным образом нашли свое отражение в нормативной базе СТ. К основным из них можно отнести следующие:
1. Общее состояние, принципы, перспективы развития СТ изложены в базовом документе — проекте “Концепции развития СТ в Российской Федерации”. Документ дважды обсуждался на расширенных заседаниях совета ТССР в декабре 2000 г. и апреле 2001 года и получил положительное заключение. Далее над ним работала межведомственная комиссия, созданная в рамках Совета по спортивно-оздоровительному туризму при Госкомспорте России. В дальнейшем проект был разослан во все субъекты РФ. Были получены 26 положительных отзывов и ряд замечаний-дополнений. Все замечания, которые были высказаны на концептуальном уровне, были внесены в проект. В декабре 2001 г. предполагается вынести проект концепции и план ее реализации на коллегию Госкомспорта России.
Основополагающим моментом Концепции является то, что в основу программ управленческого, соревновательного, кадрового, материального, информационного и правового характера положен принцип смешанного соучредительства и тесного взаимодействия трех дополняющих друг друга основ общественного, государственного и предпринимательского характера.
Туристской общественности небезинтересно будет узнать и о таком факте, что с заметным опозданием пришел и 27 отзыв на концепцию от Московского центра Петербургской Национальной Академии туризма — отзыв многостраничный и крайне отрицательный. Что это. Заказная статья для сведения счетов между двумя ведомствами или это борьба мира большого бизнеса с социально-ориентированными движениями, а может быть, это группа оперившихся турфирм почувствовала конкурента в лице самой дешевой формы отдыха людей в России, каким является спортивный туризм. Жизнь всех рассудит, но как бы то ни было, большое спасибо авторам за детальный разбор концепции. Видимо много труда и сил пришлось приложить именитым авторам: Азару В. И. Байназарову Ю. К. Биржакову М. Б. и Путрику Ю. С. чтобы разобраться в проблемах развития СТ и понять их лучше, чем понимают их люди, которые десятками лет на бесплатной основе, фанатично, рискуя своей жизнью, занимаются туризмом и последние десять лет спасают движение. Академикам и невдомек, что уровень развития СТ в советское время был намного выше, чем в развитых западных странах сегодня, что СТ — это наше национальное уникальное явление, в конечном итоге характеризующее уровень развития страны и степень духовности личности. Когда читаешь отдельные абзацы рецензии, по-настоящему понимаешь, насколько могут быть управляемы отдельные представители большого российского туристского бизнеса. Интересно бы знать, а кто он этот главный заказчик этой редкой по лживости рецензии. Вместе с тем и этой рецензии большое спасибо, отдельные её посылы пригодятся и нам, в первую очередь для более стойкого отстаивания наших позиций. И даже появляется чувство гордости и своей значительности в этом продажном мире, за то, что нас — “самодельщиков” — заметили. Потрясает последний заключительный аккорд отзыва — в главе “выводы”:
“Классификация спортивно-оздоровительного туризма, приведенная в приложении не является достаточно точной по существу толкования понятий, оспоримой в некоторых признаках и определениях и глубокоошибочной (а также и вредоностной).
Настоящая деятельность Госкомспорта РФ в отношении данной Концепции — вредна и суть разбазаривания госбюджетных средств, и загрузка госорганов исполнительной власти ненужными, неподготовленными должным образом документами, отвлечение их от необходимой работы.
Концепция противоречит Конституции РФ и направлена на изменение государственного строя, изменение ориентации программ реформирования экономики и социальной политики России”.
После этих слов в 37 году уже надо было бы собираться в дальнюю дорогу. Но что примечательно, в конце отзыва даётся ключевая фраза:
“Предложить Госкомспорту РФ для выработки Концепции СОТ создать комиссию специалистов в ином составе”.
Конечно, без сомнения можно написать Концепцию без участия самих туристов и их актива — Федерации спортивного туризма России. Но, господа хорошие, а для кого же мы её делаем, неужели она создаётся для десятка “академиков” и сотни коммерсантов, которые и в походах-то не все были, а ещё претендуют на правильность понятийного аппарата, используемого в отечественной классификации СТ. В то же время, когда выпускался закон о туристской деятельности практически ни одно предложение федерации СТ России, высказанное письменно и на парламентских слушаниях, не было услышано. Где же были эти и другие академики? Видимо тогда они отрабатывали иной заказ, направленный на похороны всего того, что касалось отечественного СТ и любых элементов государственной социальной политики, направленных на поддержку нашего движения. Кому будет интересно, мы готовы переслать весь текст отзыва и считаем необходимым найти оптимальную форму дискуссии, а также обнародовать отзыв на очередном совете ТССР и в прессе.
2. В разрядных требованиях на 2001-2004 годы зафиксирован ряд новых положений.
К ним можно отнести следующее: присвоение высоких разрядов (начиная с КМС) и званий будет происходить только через участие туристов в чемпионатах всех уровней, при этом созданы необходимые условия для получения звания МС и участникам спортивного похода. Кроме того, более четко, вне зависимости от пола туриста, определен принцип соотношения категории сложности похода полученному званию, например, для похода 5 к. с. — это уровень звания МС, а для похода 6 к. с. — это уровень МС международного класса. Также необходимо отметить, что в СТ классификационно оформился конный туризм и туризм для людей с ограниченными жизненными возможностями. Последнее очень важно с точки зрения развития социальной базы спортивного туризма и как отражение того факта, что в современном обществе появилось большое число людей, в том числе детей и молодёжи, страдающих всевозможными отклонениями в здоровье и востребующих СТ, как дешёвую форму отдыха, спорта и ёмкую нишу духовных интересов.
3. Бурное развитие отдельных подвидов СТ, базирующихся на технических средствах передвижения, используемых в традиционных видах туризма, например, рафтинг или организация соревнований на отдельных локальных препятствиях — каньёнинг и т. п. побудило МКК ФСТ начать разработку классификационной ниши, которая на сегодня пока названа в Единой спортивной классификации туристских маршрутов, как комбинированный СТ. Предполагается в дальнейшем доработать данный раздел и представить его в виде безвидовой классификации. Смысл данного подхода заключается в том, что в “матрице” видов туризма по горизонтали представлен вид туризма, который прописывает все свои определяющие факторы и препятствия, характерные для той или иной категории сложности маршрута. Далее в примечании к “матрице” виды договариваются о том, что поход соответствующей категории сложности (без указания на вид туризма) должен иметь определённое минимальное количество препятствий (локального или протяженного характера) или факторов (градуируемых по уровням). И теперь туристской группе остается на основании её реального опыта преодоления соответствующих препятствий (факторов) выбрать по душе район похода, перечень привлекательных препятствий, оптимальное средство передвижения и т. п. Выигрыш на лицо — туристы смогут построить многовариантный, красивый, сложный маршрут на любой вкус и цвет из разных видов туризма и практически в любом туристском районе страны. Отпадают многие ведомственно-видовые ограничения и амбиции, уходят проблемы коротких рек, связок препятствий и районов и другие. Должны лишь оставаться требования к опыту группы при выходе на то или иное препятствие (для протяженных препятствий и факторов такие требования должны быть еще разработаны и быть менее жесткими, чем для локальных, технически-трудных препятствий), а также МКК необходимо будет более внимательно отнестись при выпуске группы на маршрут и к логичности его построения. В результате такого подхода появится целый класс более четко прописанных укороченных, тренировочных, адаптированных к ограниченному отпускному времени маршрутов с “элементами” более высокой категории трудности препятствий из разных видов туризма. Но главное то, что при таком подходе внимание туриста и МКК будет сконцентрировано на препятствии, его классификации, тактике и технике его преодолении. И как итог всего этого эффективней будет решена проблема безопасности маршрута в целом.
Другим интересным следствием такого подхода является, то, что естественным образом начинают вписываться соревнования по туристскому многоборью на одном или группе локальных (протяженных) препятствий — например тот же “каньёнинг”. Все это идет в ногу с современным многовариантным развитием видов туризма и средств передвижения человека в природной среде обитания.
4. В “Правила проведения спортивных походов” помимо путешествий впервые включены спортивные туры, со всеми вытекающими требованиями к безопасности их проведения, а также возможным их участием в соревнованиях наряду со спортивным походом.
Этот первый шаг регулирования коммерческой составляющей СТ в последующем должен быть закреплен и развит в межведомственной инструкции по безопасности в сфере туристской деятельности, а также использован при создании нормативной базы в сфере сертификации маршрутов, кадров и туристического снаряжения, используемых на категорированных маршрутах. При этом роль МКК Федераций туризма должна возрасти и они по сути должны будут выполнять задачу, как минимум, общественных экспертных комиссий при сертификационных центрах. Ведь до настоящего времени МКК продолжает оставаться единственной в стране структурой обладающей бесценным 50 летним практическим опытом работы в сфере туризма, связанной с риском для жизни человека.
5. Утверждение Госкомспортом России совместно с Федерацией спортивного туризма России “Положения о системе подготовки кадров в спортивном туризме Российской Федерации” является важнейшем событием в жизни СТ. По существу на уровне РФ утверждены основные принципы, содержание и технология подготовки кадров в спортивном туризме. Следующим шагом федерации СТ, ТССР следует считать создание условий для внедрения данного блока специальных знаний в программы специальностей, где предполагается готовить кадры для спортивного туризма. На сегодня, выпускаемые кадры СТ (гиды-проводники и инструктора СТ всех уровней) получают общественно-государственный статус и на законных основаниях могут заниматься развитием спортивного туризма в России.
6. Учитывая сложную, иногда неоднозначную ситуацию, возникающую при проведении мероприятий российского ранга по туристскому многоборью между федерацией, государственными органами, спонсорами, СМИ и другими ведомствами, принимающими непосредственное участие в организации соревнований, в сборнике приведен типовой договор, обусловливающий, взаимоотношения организаторов. Он направлен на реализацию приоритетного права любой федерации СТ принимать решения в сфере смысловой значимости мероприятия, обеспечения безопасности и соответствия его нормативным требованиям, независимо от объема спонсорских средств. Этим самым нормативно должен быть создан здравый баланс сил между идеологией спортивного туризма и финансовой его основой.
7. Для создания единого языка и понятийного аппарата между реализаторами спортивного туристического тура. его изготовителями и потребителями, а также для создания информационной базы данных, используемых в деятельности, создаваемой в Федерации СТ ТССР комиссии по развитию активных видов туризма в сборнике приведен проект единой формы паспорта спортивного туристского маршрута (тура).
По ряду более мелких изменений в нормативной базе СТ будут сделаны отдельные пояснения после соответствующего документа.
Президент Туристско-спортивного союза России
Заслуженный мастер спорта России И. Востоков
ТИХОМИРОВ ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ 1930-2001 г.
Неожиданно для всех, безвременно ушел из жизни замечательный человек, выдающийся турист Владимир Дмитриевич Тихомиров, заслуженный мастер спорта СССР.
География его пеших и особенно лыжных походов очень широка — от Армении до Чукотки, но особой его любовью были Полярный и Приполярный Урал, где он прокладывал лыжню еще год назад.
Неоценим его вклад в организацию и развитие самодеятельного спортивного туризма в Москве, России, СССР. Более десяти лет он был председателем Центральной маршрутно-квалификационной комиссии. В 80-е годы и до распада Союза В. Д. Тихомиров возглавлял Всесоюзную федерацию спортивного туризма.
С его именем связаны разработка эталонных классифицированных маршрутов, разрядных требований по туризму, создание Правил проведения спортивных походов.
Добрым словом о Владимире Дмитриевиче отзывались и будут отзываться туристы России и Содружества Независимых Государств за его деловитость и обязательность. Мудрость и доброжелательность.
<< К содержанию Далее >>