Современный этап развития туризма в нашей стране начался с распада и преобразования государственных структур России. В этот период завершилась реорганизация и акционирование советских органов управления туризмом: Госкомтуриста СССР, Центрального совета по туризму при ВЦСПС и БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ. С 1992 года начат процесс формирования Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование в сфере туризма. Следует отметить, что в период с 1992 г. по настоящее время происходила и происходит неоднократная реорганизация государственной системы управления туризмом.
Таким образом, с января 1992 года профсоюзный туризм перестал существовать, как и Советы по туризму и экскурсиям. Это поставило самодеятельный массовый туризм на грань исчезновения.
Начиная с 1990 года, практически ликвидирована система централизованного финансирования самодеятельного туризма, его подчиненности и финансовой зависимости от центральных органов. Прекратилось финансирование туристских спортивных общественных организаций, туристских клубов, союзов, федераций и т. п. Стала развиваться система самофинансирования за счет разнообразной коммерческой деятельности. В этот период особенно остро встала проблема сохранения единого туристского пространства для развития самодеятельного туризма в нашей стране.
С 1993 года самодеятельный спортивный туризм «перешел» в систему Госкомспорта России. С мая 2000 года руководство спортивным туризмом в стране было передано Государственному комитету Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму; остальные виды туристской деятельности – Министерству экономического развития и торговли. В настоящее время в соответствии с Указом Президента РФ от 18 ноября 2004 года № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» государственное регулирование самодеятельным спортивным туризмом в России осуществляется Федеральным агентством по физической культуре и спорту, которое непосредственно подчинено Правительству РФ.
Усилиями туристского актива страны при поддержке Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму удалось стабилизировать деятельность самодеятельного спортивного туризма. Был выполнен значительный объём работ по корректировке старых и разработке новых нормативно-правовых документов по спортивно-оздоровительному туризму с учётом социальных и экономических изменений в стране.
Необходимо отметить, что в декабре 2000 г. Туристско-спортивным союзом России утверждена Концепция развития спортивно — оздоровительного туризма в Российской Федерации на период до 2005 года. Целью данной концепции является «создание в стране оптимальных условий для реализации эффективного спортивно-оздоровительного туристского комплекса, способного вовлечь в спортивное туристское движение как можно больше граждан России и реализовать современную технологию активного отдыха, направленного на социальную адаптацию, духовное и физическое совершенствование личности». Первоочередными мерами по развитию спортивно-оздоровительного туризма в стране в концепции отнесено – разработка и подготовка постановления правительства РФ по утверждению данной концепции развития и разработка федеральной и отраслевой программы развития спортивно-оздоровительного туризма в России.
Стоит сказать, что в конце ХХ века в спортивном туризме появились новые виды туризма, в спортивную классификацию был включен парусный туризм, а начиная с 2001 года, – конный туризм и туризм для людей с ограниченными жизненными возможностями; спортивные разряды и звания стали присваивать в двух видах туристских соревнований – по спортивным походам и туристскому многоборью.
По предложению Туристско-спортивного союза России (ТССР) с 1996 года для спортивного туризма вводятся звания, общепринятые в спорте: Мастер спорта международного класса (МСМК) и Заслуженный мастер спорта России (ЗМК), а на уровне Федерации спортивного туризма России вводятся высшие звания для путешественников – «Заслуженный путешественник России» и «Выдающийся путешественник России». Взамен ранее существовавшего знака «Турист СССР» ТССР утверждает значок «Турист России».
В настоящее время формируется государственно-общественная система управления самодеятельным спортивным туризмом, ведущая роль в которой будет принадлежать Туристско-спортивному союзу России и Федеральному агентству по физической культуре и спорту Российской Федерации. Предполагается, что развитие самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма в России будет строиться на общественно-государственной основе с правовой формой объединений как общественных организаций, реализующих на договорной основе с государственными и муниципальными учреждениями программы развития самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма на федеральном и территориальном уровнях.
Один из проектов системы государственного управления самодеятельным спортивным туризмом в РФ изображен на рис 1. Здесь определена вертикаль исполнительной власти на разных уровнях и показана роль ТССР. В данную разработанную схему [5, с. 57] внесены коррективы в соответствии с указанными выше изменениями в структуре органов власти в РФ.
В Приморском крае в настоящее время единственным коллективным членом и представителем туристско-спортивного Союза России является краевая общественная организация «Приморская федерация спортивного туризма», которую более 10 лет возглавляет С. Л. Мягкова.
Рис 1. Проект системы государственного управления самодеятельным
спортивным туризмом в Российской Федерации