Описание применяемого оборудования. В спортивном зале нашей школы по всей длине с двух сторон на высоте 4-х метров натянуты сдвоенные параллельные верёвки. По углам зала к стенам пристреляны лестницы, чтобы подниматься к этим верёвкам. Спаренная верёвка используется для прохождения параллельной переправы (Рис. № 1), а нижняя верёвка, как навесная переправа (Рис. № 2). Это оборудование очень удобно в применении, т. к. используется для занятий в закрытом помещении в любое время года. Тренировки проводятся вечерами после занятий. Здесь же в зале с ребятами натягиваем верёвки для имитации “подъёма – траверса – спуска”. Для этого с одной стороны спортивного зала к лестницам ставим наклонно и привязываем скамейки длиной 2.5м. Имитация подъёма с перестежкой. Берём конец 30метровой верёвки, привязываем к трубе вдоль стены, через четыре метра к другой трубе привязываем эту же верёвку на высоте 1.2м и ещё через 3м привязываем верёвку к лестнице у стены на высоте 3-х метров (Рис. № 3). Далее идёт траверс, он тоже с перестёжкой. Эту же верёвку продолжаем натягивать от одной лестницы до другой с перемычкой посредине. Это расстояние ребята проходят по бордюру вдоль стены. И последний этап – спуск. Он проходит по другой наклонной лестнице.
Подготовка к уроку: Дети одеты в парадные спортивные костюмы. Каждый ученик одет в страховочную систему с двумя свободными концами, на которых имеются по одному карабину. А также у каждого участника по два прусика и на них по одному карабину. Ещё один карабин замыкает страховочную систему, он применяется для прохождения навесной переправы и для самостраховки участника. Итого: получается, по 5-ть карабинов у каждого. Участники работают в перчатках.
Подготовлен также инвентарь: Для вязки носилок кладём – две жерди длиной 1.8м, три поперечные жерди длиной 0.6м, верёвка диаметром 6мм и длиной 6м, которой мы перевязываем скрестно продольные жерди. Шесть верёвочек диаметром 6мм, длиной 1.2м для привязывания поперечных к продольным жердям. А также три 1.5м верёвки, которыми привязываем к носилкам “пострадавшего”.
Для оказания доврачебной медицинской помощи “пострадавшему” готовим каремат, спальник, две шины (травма — перелом голени или бедра), применяем перевязочный материал (бинт), для крепления шины к ноге.
Задачи урока:
- Совершенствование техники прохождения “подъёма, траверса, спуска” с использованием перестёжки.
- Совершенствование навыков вязки носилок, оказания первой доврачебной помощи, транспортировки “пострадавшего”.
- Прохождение параллельных верёвок и навесной переправы на время.
Цели урока:
- Воспитание у подростков выносливости, силы, ловкости.
- Приобретение волевых качеств, смекалки.
- Уметь работать в коллективе, помогать товарищу.
I. Вводная часть. (9-10минут)
а. Построение. Сообщение задач урока – 1мин.
б. Бег по залу с выполнением задания по диагонали – 3мин. (Правым боком приставным шагом, левым боком приставным шагом, захлёст голени, бег прямые ноги вперёд, бег змейкой, ускорение). Переходим на ходьбу, восстанавливаем дыхание.
в. ОРУ на месте – 3мин. (Упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, туловища, для мышц голени, бедра, коленных суставов).
г. Силовые упражнения – 2-3мин. Подтягивания (на низкой перекладине – девушки, на высокой перекладине — юноши). Отжимания (от скамейке – девушки, от пола — юноши).
II. Основная часть. (30 минут)
1. Совершенствование техники прохождения “подъёма, траверса, спуска” с использованием перестёжки.
а). Этап “Подъём по склону с перестёжкой на самостраховке”. При прохождении этого этапа, ребята подбегают к концу перильной верёвки и прусиком вяжут на ней двойной схватывающий узел. Узел может вязать вся команда (Рис. № 4), находясь в безопасной зоне, а пристегиваться карабином от прусика к страховочной системе в грудное перекрестие обвязки может только первый участник (Рис. № 5), т. к. по технике безопасности на перильной верёвке может находиться только один человек. Участники должны проходить опасный участок с самостраховкой и опорой на перильную верёвку, т. е. постоянно выбирая её руками и поддерживая в “нагруженном” состоянии. Узел должен находиться выше верхней руки участника и “проталкиваться” вверх по мере подъёма. Запрещается зажимать узел в кулак. Первый, дойдя до перемычки, другим прусиком вяжет на следующей перильной верёвке (продолжении первой) двойной схватывающий узел (Рис. № 6) и, пристегнув карабин с прусиком к карабину страховочной системы, отстёгивается от первой верёвки. На этом и других этапах, связанных с движением по перилам, участникам, закончившим, прохождение этапа и после отключения своей страховочной системы дают команду “Свободно!”, означающую, что следующий участник может начинать движение по перилам.
б). Этап “Траверс по склону с перестёжкой на самостраховке”. После подъёма по склону, участник подходит к перильной верёвке траверса, которая навешивается горизонтально и осуществляет страховку к перилам скользящим карабином “уса” самостраховки (Рис № 7). После чего он отстёгивает карабин и развязывает петлю со схватывающим узлом от предыдущей перильной верёвки. При прохождении горизонтально навешанных перил участник проходит склон боком, приставными шагами держась за страховочные перила двумя руками, между руками продвигая карабин, с помощью которого осуществляется самостраховка (Рис. №8). При переходе с одного участка перил на другой, отделённый точкой закрепления верёвки, участник должен перестегнуть карабин “уса” самостраховки (совершить “перестёжку”). Перестёжка производится без потери самостраховки. Это значит, участник должен сначала пристегнуться имеющимся у него свободным “усом” самостраховки к следующему участку перил, а затем выстегнуть карабин самостраховки из предыдущего участка и продолжить движение (Рис. № 9).
в). Этап “Спуск с самостраховкой, применяя “восьмёрку”. Участники проходят опасный участок с самостраховкой, который осуществляется прусиком, которым с помощью схватывающего узла присоединяются к перилам и пристёгиваются карабином к страховочной системе в грудное перекрестие (Рис. №10). Узел находится выше участника и проталкивается вниз по мере спуска. Нельзя зажимать узел в кулак (Рис. № 11). На спуске используем спусковое устройство “восьмёрку”. Для этого берём перильную верёвку, на которой связан схватывающий узел и пропускаем в большее кольцо “восьмёрки” и заводим сверху за малое кольцо. Таким образом “восьмёрку” пристегнули к перильной верёвке и далее её пристёгиваем к беседочному карабину. При движении со спусковым устройством нижняя рука участника должна находиться не ближе 20см от устройства.
2.) Этап “Вязка носилок, оказание доврачебной помощи, транспортировка пострадавшего”. На этом этапе четыре юноши вяжут жёсткие носилки. Две длинные жерди кладут параллельно, юноши берутся за концы жердей, ставят их на одно колено и привязывают к ним две поперечные жерди поверх продольных (Рис. № 12), и ещё одну, третью жердь – на расстоянии 30см от головной поперечины снизу продольной жерди (Рис. № 13). Для изготовления полотна используем вспомогательную верёвку, она у нас смотана в два клубка. Середину этой верёвки привязываем к самой крайней поперечной жерди по центру (Рис. № 14). Двое участников перевязывают продольные жерди, заводят верёвки один — под низ жердей, другой – сверху и перекручивают верёвку для натяжения, а затем на середине конструкции скрещивают верёвки между собой (Рис. № 15), снова заводят за продольные жерди и т. д. пока не перевяжут до последней поперечной жерди. Другие двое с двух сторон держат носилки за продольные жерди. При движении рама не должна изменять свой размер по диагонали.
В это время один участник оказывает другому первую медицинскую помощь. “Пострадавшего” укладываем на каремат, оказываем необходимую помощь (Рис. №16). При переломе голени, берём две шины: одну накладываем на внутреннюю сторону ноги, другую на внешнюю. Обе шины должны быть выше коленного сустава и ниже стопы. Шины фиксируем бинтом (Рис. № 17), при этом осторожно обращаемся с конечностью.
Затем “пострадавшего” укладываем на носилки (Рис. № 18), приподнимая его вместе с карематом, и привязываем в трёх местах: по груди, бёдрам и ногам основной верёвкой, которая проходит вокруг носилок (Рис. № 19). Команда транспортирует “пострадавшего” по спортивному залу два круга (Рис. № 20).
3). Этап “Прохождение параллельных перил и навесной переправы”. При прохождении параллельных перил на время, участник стоит на нижней верёвке до перемычки, размуфтованный карабин держит у верхних перил (ждёт команды “Внимание, Марш!”). По команде “Марш!”, включается секундомер, участник осуществляет самостраховку с помощью “уса” самостраховки, который пристёгивается к верхним перилам, муфтует карабин. Только после этого начинает движение. Участник движется по верёвке боком, приставным шагом, держась за верхние перила двумя руками и продвигая карабин между рук (Рис. № 21). Голова повёрнута в сторону движения. Пройдя все перила, участник заходит за перемычку двумя ногами и только тогда размуфтовывает карабин и отстёгивается от перил, говорит “Свободно!”, время останавливается. На перилах может находиться только один участник. По мере освобождения перил по ним могут двигаться следующие участники.
При прохождении навесной переправы на время, участник закрепляет скрестно ноги на нижней верёвке, левой рукой обхватывает верёвку, а правой держит карабин около этой верёвки и готов пристегнуться. По команде “Марш!”, включается секундомер. Участник осуществляет самостраховку с помощью беседочного карабина, при сблокированной страховочной системе. Прохождение навесной переправы осуществляется головой вперёд, участник двигается по верёвке, вытягивая себя руками и помогая ногами (Рис. № 22). При прохождении навесной переправы участник закрепляет скрестно ноги, держится за верёвку, отстёгивает карабин и говорит “Свободно!”, время останавливается.
III. Заключительная часть. (5 минут)
а). Вязка узлов (4 минуты.) Участники берут верёвочки (диаметр 6мм, длина 1метр), которые лежат на скамейке, встают в полукруг и вяжут узлы по заданию руководителя. Узлы считаются правильно завязанными, если имеется контрольный узел, на тех, где они должны быть. Перед участниками стоит стенд “Азбука туризма”, на котором связаны узлы, а также находятся топографические знаки и знаки спортивного ориентирования, которые они в течение урока могут подойти и повторить (Рис. № 23).
б). Построение. Подведение итогов урока (1минута). Благодарю детей за безопасное и чёткое прохождение технических этапов. Поставленные задачи урока и требования тренера выполнены, дети работали слаженно, грамотно.