Прошло более десяти лет, как мы расстались с соревнованиями по технике туризма. Они появились в начале 70–х, и судьба их всегда была нелегка. Четыре раза менялись «Правила проведения». В начале 90–х появились и стали набирать популярность конкуренты – соревнования по ПСР, «Школа безопасности», но при этом наша «техника» еще была жива. Она закончила жить, исчезла во второй половине девяностых, когда на смену ей пришло «туристское многоборье». Назревшая к тому времени крайняя необходимость в отождествлении каждого движения на наших дистанциях с «голами, очками и секундами», привела к замене туристских соревнований соревнованиями «многоборцев» доводивших до совершенства «элементы туристской техники». Такова сегодняшняя действительность.
Но есть нечто, безусловно роднящее «ТМ» со старой «туртехникой». И не только демонстрация приемов преодоления естественных препятствий. Что бы разглядеть эту общую особенность туристских соревнований, отличающую их практически от всех остальных видов спорта, не нужно быть специалистом по этим видам, и вообще, не обязательно быть туристом. Совершенно достаточно одного проницательного взгляда экономиста или бухгалтера, имеющего отношение к финансированию спортивных мероприятий. Очевидно, что отсутствует, по меньшей мере, автору неизвестен «массовый» вид спорта, где «масса» привлекаемых судей может сравниться, а подчас и превзойти количество участвующих спортсменов. Судейская коллегия, насчитывающая 80 – 100 человек — это нормальный состав для региональных, и даже областных соревнований третьего класса по ТМ (как в прошлом и по «туртехнике»), если в их программе три, и даже два вида (включая «длинную» дистанцию). При этом участвовать могут (и, как правило, – участвует) 10 -15, а то и менее десятка команд. Умножьте эту цифру на 6 – 8, и получите искомую «массовость» мероприятия. При этом, казалось бы, явном «раздувании» штата судей, имеет место их ежедневная 6-и -8-и часовая нагрузка на дистанции, после чего – ее демонтаж и подготовка дистанции следующего дня, после чего — методическая подготовка к следующему дню соревнований. У ГСК по завершению Программы, — обработка, обсуждение и утверждение результатов дня минувшего, совещание с представителями, а затем – с судьями, заканчивающееся, как правило, по наступлению дня последующего. Конечно, все это при условии, что Вы не хотите удвоить уже имеющийся штат.
Оставим на время рассуждения о пламенном энтузиазме и самоотверженности нашего туристского актива – основного состава судейских коллегий. Есть нечто, отличающее их от достойнейшей категории волонтеров, сотнями, тысячами привлекаемых к обслуживанию Олимпийских Игр и других масштабных мероприятий. По телевидению мы много раз видели их ряды на стадионах, в единой, красивой форме и бейсболках, незаменимых и безвозмездных помощников судей и организаторов. Наши «волонтеры» по несколько суток живут в лесу (а, порою, и в зимнем!), спят в шатрах, успевают (или не успевают) между стартами что то сварить на костре, и еще нужно просушить одежду и обувь, поскольку прогноз на завтра колеблется между морозом и дождем.
И все равно мы не собьемся на восхищенно — торжественный тон, поскольку разговор пойдет о вещах прозаических. Итак – деньги. Очевидно, что расходы на наших «волонтеров» не могут определяться стоимостью выданных бейсболок и футболок, тем более, что прикладное значение этой формы на наших соревнованиях практически равно нолю. При всей бессеребренности «актива», людей все же нужно кормить (и не один день), и возместить расходы на проезд к соревнованиям (подчас – не малые). А во времена расцвета застоя, вся эта масса судей и организаторов Всесоюзных, республиканских, региональных, спортивно – ведомственных соревнований, перелетая пол страны (а она была значительно пространнее), подчас размещались не в палатках, а на турбазах и в тургостиницах, что тоже не способствовало сокращению сметы. Притом происходило это не в 2-3 дня, а занимало, как минимум, неделю, поскольку крупным соревнованиям всегда предшествовал Семинар по подготовке судей, совмещаемый с организацией дистанций.
В те годы, государство и профсоюзы достаточно широко тратили сотни миллионов рублей на строительство и эксплуатацию стадионов (сегодня в ряде мест успешно застраиваемых элитным жильем и паркингами). Однако, когда речь шла о работниках спорта, бюджет в высшей степени экономно относился к тому, что называлось «фонд зарплаты» (штатной и внештатной), «командировочный фонд», «расходы на питание и проживание». Так почему же с 70 – х годов финансисты республиканских, областных и отраслевых Советов профсоюзов, Добровольных спортивных обществ, Министерства Образования терпели эти немыслимые соревнования, где количество привлекаемых судей в десять и более раз превышало их количество, необходимое для состязаний по любому другому виду спорта, включая футбол – любимую игру миллионов. Да, некие умники – общественники, сумели обосновать и утвердить в Центральном Совете по туризму ВЦСПС эти безответственные нормативы по составу судейских Коллегий, где и цифра сто была не предел. Однако, на все эти нормативы можно было, деликатно говоря, плюнуть и таких денег на соревнования не давать. Однако, давали…
Почему? А вот теперь время упомянуть о той роли, которую, может не очень заметно, но играл спортивный туризм в общественно-политической жизни страны. Ежегодно в спортивные походы отправлялись десятки тысяч молодых и не очень молодых людей, и это не считая те сотни тысяч трудящихся, что путешествовали по «плановым» маршрутам туристских баз. Речь сейчас не о них. Основной контингент спортивных походов – студенты, высококвалифицированные рабочие крупных промышленных предприятий, инженеры и техники, медработники, педагоги, ученые — действительно элитный слой нашего народа. Сельхозработникам было не до туризма, спивающиеся люмпены находили иную форму проведения досуга. Увы, жертвы в спортивном туризме имели место ежегодно, и, начиная с 60-х годов, по мере роста массовости этого увлечения, росла и численность потерь. Каждый такой случай был предметом жесткого рассмотрения в туристских, профсоюзных, партийных структурах, широко освещались в средствах печати. В Центральный Комитет партии шли письма родственников, требовавших разбора обстоятельств и изыскания виновных. Нормальная партийно – чиновная реакция на подобные события: «запретить, что б впредь такого не было», неоднократно имевшая место в разные годы, приводила лишь к умножению числа погибших, т. к. каждый раз снимала со спортивного туризма жесткую узду контролирующих органов (турклубы, МКК, КСС), а отменить желание путешествовать можно с таким же успехом, как отменить восход солнца. И вот в середине 70-х (после второй попытки «отмены» спортивного туризма), наш актив стал настойчиво пробивать в руководящих органах неожиданную для них мысль о том, что несчастья в туризме происходят из-за плохой технической подготовки участников. Система повышения квалификации в спортивном туризме действительно была слаба, учебные семинары проводились исключительно в крупных промышленных центрах, и пропускная их способность была невелика. Чтение популярной туристской литературы не могло заменить системную работу тренера, притом, что тиражи были очень малы, а тренеров – еще меньше. Спорткафедры институтов и педвузы выпускали специалистов по туризму, годных только к организации простейших школьных или «плановых» маршрутов. Выводы нашей общественности декларировали следующее: только подготовка и участие в массовых спортивно — туристские соревнованиях по всем видам туризма, могут создать предпосылки для постоянной тренировки, изучения, обмена опытом с сильнейшими командами страны. Соревнования должны ставить перед участниками технические задачи, на много превосходящие по сложности те реальные ситуации, которые предполагаются в ближайших планируемых ими походах. Это создаст тот запас прочности, который позволит им с честью выйти из создавшейся вдруг экстремальной ситуации. 1975 -76 годы – период непрерывного приростания «Правил» по пешему, водному, горному туризму. В 1978 дошла очередь до лыжного. На 1-м Всесоюзном Слете туристов (1981г, Дзынага) уже разыгрывалось Первенство Союза по технике пешего, водного, горного, вело и спелеотуризма. Уже тогда утверждалось, что соревнования по технике – это заслон тем необратимым потерям, которые несет страна в лице ее лучших, квалифицированных молодых кадров, увлеченных этой формой досуга. Уже тогда были приняты эти, сводящие с ума финансистов, нормативы привлечения и обеспечения судейского аппарата. И оспаривать их, противоречить этому, набирающему силу явлению, означало, что однажды, при анализе причин очередного ЧП, можно было в цепочке поиска виновных стать крайним. На это не пойдет ни один здравомыслящий чиновник. Соревнования по технике стали если не «модными», то весьма престижными во всех без исключения видах туризма, они проводились на всех уровнях, от турслета предприятия (ВУЗа), до Первенства Союза. Кроме Всесоюзных Слетов, проводивших первенство сразу по всем видам туризма, организовывались отдельные, видовые Чемпионаты. Много лет подряд наш актив прикладывал массу усилий, чтобы ввести в наши соревнования разрядные нормативы, но каждый раз получали отказ, мотивированный опасением, что спортсмены начнут уходить из туризма в «технику». В те далекие годы мы не предполагали, на сколько правы были наши оппоненты. Тем не менее, не смотря на кажущееся отсутствие прямого «разрядного» стимула, в сильных турсекциях установилась система круглогодичных тренировок, поход перестал быть единственным желанным мероприятием в году: еще есть соревнования, и не одно.
Не прошло и пяти лет, как система подобных соревнований, вернее – их методика, дошла и до Образования. На смену быстролетному проползанию под «волчатником» и прыжкам по «кочкам», пришел Контрольный туристский маршрут, с его громадным количеством КП, и этапов, умноженных на число «ниток», а еще разделенные трассы «А» и «Б»… Задачи были те же, что и у «взрослых», и такой же становилась судейская Коллегия. Сейчас трудно сказать, какова была картина туристских соревнований в системе Образования соседних регионов, но даже в трудные времена начала 90 – х, в Петербурге наши Первенства шли по полной программе, и если порой не было средств на призы победителям, то средства на содержание Коллегии судей были всегда. Детский туризм был жив, и задачу по обучению туристов средствами соревнований никто не отменял.
Вот так мы пришли к концу 90-х. Пришли со значительными потерями. Туризм перестал быть «…важнейшим средством коммунистического воспитания подрастающего поколения…» — появились, видимо, другие средства. В туризме мы потеряли немало хороших педагогов, и ушедших по возрасту, и ушедших на более надежные хлеба. Мы утратили значительную часть нашего благосостояния, и многим подросткам наш спорт стал недоступен. Сменились ценностные ориентиры, и эта смена увела от нас немало молодежи. Стали падать и количество участвующих в соревнованиях команд, и их подготовка. Казалось бы, исчез главный тормоз подготовки команд минувших 70-х – 80 – х годов: повсеместный дефицит специального спортивного снаряжения. Спортивные магазины теперь ломятся от его изобилия, но и это не решает проблемы. Наконец, мы потеряли главное: в туризме мы потеряли соревнования по технике туризма.
Да, они ушли, не оставив в туризме вместо себя ничего. Они стали «сами по себе», как «само по себе» стало спортивное скалолазание, имеющее очень мало общего с альпинизмом, как в конце 60-х навсегда распрощалось с туризмом спортивное ориентирование. «Многоборец» не столько использует навыки спортивного туризма, сколько демонстрирует четкое знание Правил ТМ: когда страховку включить в перекрестье пояса, когда – в боковую часть, когда – в беседочный карабин. Потеряла прежнее значение высокая физическая выносливость команды, поскольку время на прохождение большой и сложной трассы – это далеко не самый важный фактор успеха. Важно, за сколько минут и секунд будет пройден каждый ее отдельный этап. А главное, трасса ТМ перестала быть имитацией маршрута спортивного похода (по меньшей мере – пешего и лыжного), с его наиболее сложными препятствиями и выбором методов их преодоления. Теперь это – набор технических этапов, подчас не имеющих отношения ни к категории сложности похода, ни, подчас, даже к его виду. Важно набрать нужную сумму баллов «классности» этапов. Поэтому в лыжном ТМ так популярны движения по параллельным перилам, переходы по бревнам, навесные переправы. Причем здесь навыки походов по Заполярью и Уралу? Важно правильно, а, главное, – очень быстро привязать перила к березам, которые, видимо, в изобилии растут по всем хребтам и перевалам Хибин и Центрального Кавказа. Приверженцам ТМ это нравится – это их право. Они сочиняют Правила «под себя» — можно только пожелать им успеха. ТМ стало другим видом спорта, имеющим с туризмом только терминологическую связь. В конце концов, не всем хочется бродить по горам с тяжелым рюкзаком. Но что осталось в туризме? Наши «Правила соревнований», нормативы их организации утрачены. А значит, утрачена и цель: средствами соревнований прививать навыки обеспечения безопасности в походах. С большим трудом набравший ход в 70-х – 80-х годах, этот тяжелый вагон шел последние 5 -8 лет уже по инерции. Теперь он встал. Суждено ли ему двинуться вновь, и кому это под силу?
Эдуард Циперсон
Судья Всесоюзной категории по технике туризма.
gorsutur@inbox. ru Обсуждения судейства