Техника водного туризма складывается из технических приемов гребли, управления судами, посадки на судно и высадки с него, отвала от берега и причаливания, техники преодоления препятствий.
ТЕХНИКА ГРЕБЛИ
Гребля-это работа веслами с целью перемещения или управления туристским судном (управление может осуществляться и гребями-это тоже гребля, но гребями). В настоящее время на всех туристских гребных судах используется безуключинная гребля, то есть без опоры весла о борт судна. Суда, предназначенные для гребли с опорой о борт-различного вида шлюпки и лодки местной постройки,-в водном туризме практически не используются. Применяются два вида гребли — байдарочная (каждый гребец гребет двухлопастным веслом попеременно то с одного, то с другого борта) и канойная (каждый гребец гребет однолопастным веслом все время с одного борта)
Весло. Весло-движитель гребного судна, преобразующий мускульную энергию гребца в энергию движения судна за счет опоры весла о воду. В соответствии с законами механики Ньютона на весло, опирающееся о воду с какой-то силой, действует равная и противоположно направленная сила.
Эта сила через руки и корпус гребца передается на судно и движет его в сторону, противоположную направлению гребли. Эта особенность гребли привычна при перемещении судна вперед и назад, а вот при перемещении вбок иногда забывают, что судно движется всегда в направления, противоположном направлению гребли.
Байдарочное весло состоит из веретена, двух лопастей и двух водосбрасывателей. препятствующих отеканию воды с лопастей внутрь судна. Канойное весло состоит из o веретена, лопасти и рукоятки.
Длина весла определяется антропометрическими данными гребца (ростом, длиной рук) и высотой сиденья гребца над уровнем воды. Высота сиденья гребца, в свою очередь, выбирается в зависимости от расстояния между гребцом и наружным обводом судна (чтобы весло не задевало судно). В среднем длина байдарочного весла должна быть равна росту гребца с вытянутой рукой. Лопасти байдарочного весла для эффективного выполнения любых гребков должны быть развернуты на 90°. Размеры лопасти байдарочного весла: ширина до 200 мм, длина до 500 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. В среднем длина канойного весла должна быть равна росту гребца. Размер лопасти канойного весла: ширина до 220 мм, длина до 600 мм, длина скоса лопасти до 200 мм. Чем длиннее весло, тем меньше должна быть площадь лопасти. Большая часть весел для туристских судов изготовляется разборными из труб диаметром 30-32 мм и листа толщиной 1-1,5 мм из твердого алюминиевого сплава. Лопасть весла профилируется (имеет выпуклость, обращенную против прямого хода весла). Надежнее, удобнее и лучше металлических сплошные деревянные весла, но их неудобно перевозить.
Байдарочная гребля применяется на байдарках, некоторых типах надувных лодок, например ЛАС-3, на двухместных катамаранах с продольной посадкой гребцов. Канойная гребля применяется на большей части надувных лодок, на четырехместных и большей части двухместных катамаранов.
Гребки. Процесс гребли состоит из ритмично (20-40 раз в минуту) следующих друг за другом гребков, то есть движений лопасти весла в воде. Частота гребли зависит от сложности преодолеваемого участка реки, она минимальная на спокойных участках и максимальная при осуществлении маневров на сложной воде. На двух-и четырехместных судах задают темп гребли передние гребцы. Различают гребки перемещения и гребки управления, а также гребки прямые и обратные.
Гребки перемещения имеют целью сообщение судну максимальной скорости по его продольной оси вперед (прямые) или назад (обратные).
Гребки управления имеют целью сообщение судну максимального вращательного движения вокруг его центра тяжести и также могут быть прямыми (начинаются возможно ближе от носа) и обратными (начинаются возможно ближе от кормы). Гребки управления всегда имеют составляющую, сообщающую лодке перемещение вперед или назад, однако эта составляющая невелика, они в основном тормозят лодку, для достижения экономичности в гребле нужно сочетать гребки управления и Каждый гребец имеет свою зону выполнения гребков управления. Так, гребец каяка имеет неограниченные зоны слева и справа, гребец одноместного каноэ-неограниченную зону с одного борта и переднюю зону с другого борта, так как при определенных условиях он перекидывает весло без перехвата на другой борт и гребет спереди. Гребцы двухместной байдарки имеют правую и левую зоны соответственно от носа до середины судна и от середины судна до кормы. Гребцы двухместного каноэ и катамарана с поперечной посадкой гребцов имеют неограниченные зоны управления один слева, другой справа. Гребцы четырехместного катамарана имеют ограниченные зоны управления — спереди справа, спереди слева, сзади справа и сзади слева. Гребки перемещения выполняются как можно ближе к борту судна и параллельно ему, гребки управления — по дуге возможно большего радиуса.
Гребок имеет четыре фазы: захват лопастью весла воды (начало гребка), проводка (силовая часть гребка, когда судно получает ускорение за счет опоры весла о воду). выход лопасти из воды (конец гребка), занос весла для следующего гребка. В байдарочной гребле первые три фазы гребка с одного борта выполняются во время заноса весла с другого борта. При выполнении гребка перемещения корпус гребца выпрямлен, максимально дальний захват воды осуществляется за счет разворота плеч. Во время гребка рука, расположенная ближе к воде, является тянущей, рука, находящаяся выше от воды, является толкающей. При байдарочной гребле в каждом гребке происходит смена тянущей и толкающей рук, при канойной гребле их роли постоянны — при гребле с правого борта тянущей является правая, с левого — левая рука. Весло давит на воду за счет сложения моментов сил от тянущей и толкающей рук.
Усилие гребка наращивается постепенно, оно максимально, когда весло почти вертикально. Проводка заканчивается, когда лопасть пройдет туловище гребца, дальнейшее движение весла в воде малоэффективно. При выполнении обратных гребков весло не разворачивается, то есть они выполняются выпуклой стороной лопасти вперед. Выполнение обратных гребков перемещения аналогично выполнению прямых, только занос лопасти и захват воды производятся сзади. Для контроля перемещения судна гребец поворачивают голову в одну сторону на все время обратной гребли. Для выполнения дугообразных гребков управления в наиболее эффективных зонах непосредственно у носа или у кормы и увеличения радиуса гребка туловище гребца может наклоняться вперед или назад, тянущая рука может смещаться ближе к толкающей.
Канойная гребля при прочих равных условиях эффективнее байдарочной, так как лопасть канойного весла занимает в воде более вертикальное положение, чем лопасть байдарочного весла, она может быть проведена ближе к борту судна.
Чтобы гребля перемещения и особенно управления была эффективной, необходима жесткая посадка гребцов на судне. На байдарке это достигается использованием специального сиденья, ограничивающего поперечные перемещения гребца и специальных упоров для бедер гребца, на катамаране-коленной стойкой с фиксацией бедер также специальными упорами.
\n\n(Добавление)
УПРАВЛЕНИЕ ГРЕБНЫМИ СУДАМИ
В технике управления туристскими судами применяются специальные приемы работы веслом — смещения вбок, траверс и другие, а также приемы работы корпусом и бедрами гребца, создающие правильное положение судна относительно текущей воды, способствующие увеличению маневренности и остойчивости лодки.
Крен. Это прием работы бедрами. Крен имеет важнейшее значение в управлении байдарками, каяками и каноэ, а также двухместными катамаранами. При выполнении крена корпус гребца остается вертикальным, а бедрами и движением бедра и таза гребец накреняет лодку в нужную сторону на необходимую величину. Крен сопровождает все маневры на бурной воде. От правильного задания и выдерживания крена зависит эффективность управления веслом и остойчивость лодки. Основное правило-задавать крен в ту сторону, куда течет набегающий на судно поток воды, то есть подставлять под него дно, а не борт судна. При этом степень крена судна должна быть тем больше, чем больше разность скоростей судна и той струи, куда судно входит. Особенно важно соблюдать правила крена лодки при входе и выходе из уловов и стоячей воды за крупными камнями и скалами в русле, при пересечении и траверсе реки (наклон вниз по течению), при поворотах (наклон внутрь поворота). При крене лодки нужно стараться больше работать веслом с той стороны лодки, куда она накренена.
Повороты. Для выполнения поворотов большого радиуса в стоячей или ровной, спокойно текущей воде можно воспользоваться следующими приемами:
креном в сторону, противоположную стороне поворота (крен не по правилам, допустим только на спокойной воде!);
гребками перемещения неравной силы (слабее с того борта, куда нужно повернуть);
гребками перемещения на внешней стороне поворота, проводимыми от лодки, можно также изменить хват весла, удлинив его на внешней стороне поворота;
управляющим дугообразным гребком от носа лодки, проводимым с внешней стороны поворота, с внутренней — не грести;
управляющим дугообразным гребком от носа лодки с внешней стороны поворота и таким же гребком от кормы лодки с внутренней стороны поворота.
Для выполнения поворотов на ограниченном пространстве и при большой скорости лодки используются боковое притяжение, отталкивание, зацеп.
Боковое притяжение. При выполнении притяжения в исходном положении нижняя рука вытянута в сторону перпендикулярно борту, а верхняя согнута в локте, ее кисть над головой (или за головой) гребца. Лопасть, погружаемая в воду против туловища гребца, развернута своей внутренней (вогнутой) стороной к судну.
Во время гребка нижняя рука подтягивает лопасть к борту, верхняя давит на веретено в боковом направлении так же, как и при прямом гребке. Бедра и колени напряжены, позвоночник изгибается. Движение туловища выглядит так, будто гребец, взявшись за закрепленное вертикально поставленное весло, подтягивает к нему судно усилием мышц туловища и бедер. Эффективность такого притяжения зависит от дальности занр-са лопасти весла. Занос может быть увеличен за счет крена судна в исходном положении. Притяжения, выполняемые одновременно двумя гребцами в одну сторону, смещают все судно в эту сторону, притяжение, выполняемое носовым (кормовым) гребцом, смещает нос, то есть разворачивает судно. Одновременные притяжения обеих гребцов с разных бортов разворачивают судно.
Достаточно эффективной и распространенной разновидностью притяжения является проводка весла вдоль борта, при которой лопасть развернута под некоторым небольшим углом атаки к направлению движения.
Усилие гребца, действующее на лопасть при таком движении, раскладывается на две составляющие, одна из которых перпендикулярна продольной оси судна и обеспечивает боковое смещение, а другая составляющая параллельна этой оси и обусловливает торможение или ускорение судна в зависимости от направления движения лопасти весла.
Практически весло многократно проводится вперед-назад, так что итоговое ускорение или замедление движения судна оказывается незначительным, а постоянно действующее притягивающее усилие приводит к значительному боковому смещению судна.
Во время всего движения к борту обращена внутренняя сторона лопасти весла.
Правильность выполнения приема определяется прежде всего сильным разворотом плеч и положением верхней руки: кисть на высоте виска гребца за его головой, локоть согнут под прямым углом на уровне подбородка. Верхняя рука, как и при одиночном притяжении, давит на веретено весла в поперечном направлении. Нижняя рука согнута в локте, предплечье перпендикулярно борту и параллельно поверхности воды во все время движения. Усилие руки обеспечивает перемещение лопасти весла вдоль судна. при этом важно сохранить правильное положение предплечья. Этот прием называется параллельным притяжением.
Отталкивание. На каноэ может быть выполнен прием отталкивания. Лопасть весла, параллельная продольной оси лодки, вертикально погружается в воду у самого борта (или даже немного заходит под лодку). Нижняя рука почти касается деки лодки и, прижимая веретено весла к борту, жестко фиксирует центр вращения рычага. Туловище гребца несколько развернуто в сторону весла. Верхняя рука в исходном положении согнута в локте и расположена горизонтально, примерно на уровне подбородка. Затем она резко тянет рукоятку весла в направлении, перпендикулярном борту лодки. При этом весло давит на борт лодки в точке его касания (которая фиксируется нижней рукой) и смещает лодку в боковом направлении. Следует легко накренить лодку на борт, противоположный тому, у которого происходит работа веслом. Благодаря такому крену повышается эффективность отталкивания и увеличивается остойчивость лодки. Так как путь весла в воде при этом движении невелик, то движение многократно повторяется. Для этого в заключительной фазе отталкивающего Гребка лопасть весла поворачивается на 90°, приводится к борту лодки, снова поворачивается на 90° в исходное положение, и затем делается новый отталкивающий гребок.
Зацеп. Этот прием является развитием приема одиночного притяжения в условиях выхода лодки в зону, где вода движется в направлении, противоположном движению лодки, или стоит, например при выходе из струи в улов и наоборот. При этом лопасть весла забрасывается со значительным наклоном корпуса гребца в сторону весла в зону противоположного направления скорости воды (улов) под небольшим углом и жестко удерживается в ней. За счет разности скоростей воды и судна возникает сила, передвигающая нос лодки в область противоположной скорости воды. Передний гребец как бы цепляется за уловную воду, которая втягивает нос лодки, разворот завершается за счет уловного течения. При выполнении разворота крен задается внутрь.
Подруливание. Небольшое притяжение или отталкивание, выполняемое слабым разворотом лопасти весла в конце обычного гребка перемещения кормовым гребцом при движении вперед или носовым гребцом при движении назад на каноэ или катамаране, имеющее целью корректировку курса судна, называется подруливанием. Подруливание выполняется членами команды по мере необходимости, а на одноместном каноэ периодически.
Безопорная проводка весла. Очень важна для туриста-водника безопорная проводка весла, являющаяся при маневрировании соединительным элементом между различными гребками, если они проводятся с одной стороны. Владение безопорной проводкой важно для слитности и быстроты действий при разворотах судна, когда рациональнее производить все необходимые движения, не вынимая весло из воды: это повышает остойчивость и мобильность судна. Наиболее употребительна безопорная проводка лопасти весла вдоль борта от уровня своего туловища ребром вперед и внутренней стороной к судну к точке начала нового гребка. При этом необходимо расслабить кисть нижней руки, ведущей весло, толкать веретено весла вперед ладонью (локоть расположен параллельно борту), лишь слегка охватывая его пальцами. Тогда лопасть занимает положение, при котором сопротивление воды ее движению минимально и не затрудняет управления веслом, а готовность гребца перейти к любому действию максимальна. Часто весло проводят, несколько развернув лопасть внутренней стороной вперед, осуществляя при проводке легкое параллельное притяжение. При этом риск затягивания лопасти встречным потоком воды под судно минимален. Весло при проводке почти вертикально, что достигается позицией верхней руки у головы гребца, как при параллельном притяжении.
\n\n(Добавление)
Траверс. При необходимости сместить судно поперек реки больше чем на 3-4 м с небольшим продольным смещением выполняют траверс. Траверс можно выполнять носом против течения и кормой против течения, первый способ предпочтительнее.
Для выполнения траверса носом против течения судно выставляют под некоторым углом к течению и гребут прямыми гребками перемещения. Угол между направлением течения воды и продольной осью судна должен быть небольшим (тем меньшим, чем больше скорость воды) и должен поддерживаться постоянным. Течение будет разворачивать судно, то есть увеличивать этот угол и сносить судно вниз. Исправлять курс судна, то есть уменьшать угол траверса до нужного, может кормовой гребец энергичным одиночным притяжением или носовой гребец дугообразными гребками. На однокорпусных судах очень важно задать крен от струи, тем больший, чем больше скорость воды. Траверс кормой против течения выполняется так же, но угол траверса выдерживать значительно труднее. Не рекомендуется траверс кормой на участках реки, засоренных камнями, так как велика опасность навала на них.
Эскимосский переворот. Прием употребляется для постановки перевернувшейся байдарки на ровный киль. При этом гребец выполняет под водой мощный дугообразный гребок от носа до самой кормы по поверхности воды. Когда лопасть проходит мимо гребца, он выполняет рывок бедрами, ставящий байдарку на ровный киль. Рывок поддерживается дальнейшим движением весла. Очень важна последовательность выхода из воды сначала выпрямленная байдарка, затем поясница, спина, плечи и голова гребца, часто сначала тянут голову и переворот не получается.
Рулевое устройство. На байдарках заводского производства имеется рулевое устройство, предназначенное для изменения направления движения судов, имеющих собственную скорость относительно воды. Рулевое устройство состоит из пера руля-длинной тонкой пластины обтекаемой формы, опущенной в воду, и румпеля, поворачивающего перо руля на разные углы относительно диаметральной плоскости судна. Когда перо руля находится в диаметральной плоскости судна, оно движется прямо. При повороте пера руля в ту или другую сторону нос судна поворачивается в ту же сторону. Площадь пера руля находится в определенном соотношении с площадью погруженной части диаметральной плоскости судна, глубина погружения пера руля немного больше осадки судна. На байдарках применяется ножное управление рулем. К румпелю крепятся рулевые тяги, другим концом прикрепленные к подвижной педали или к поворотному коромыслу рулевой колонки. Рулем управляет задний гребец. К перу руля обычно привязан специальный конец, позволяющий поднять его из воды на мелких местах и при проводке байдарки вниз по течению. Техника управления рулем очевидна из изложенного выше. Рулевое управление полезно при длительных плаваниях по ровной воде, при пересечении открытых водоемов, то есть в походах не выше третьей категории сложности. В более сложных походах рулевое управление гребными судами не применяется, так как ножная система управления рулем препятствует жесткой посадке гребца и не дает возможности пользоваться техническими приемами управления судами. Невозможно также движение кормой, лишается смысла откренивание и т. д. Начинающие туристы, собирающиеся в дальнейшем ходить в сложные походы, должны с самого начала учиться управлять байдаркой без руля.
Описанные приемы поворотов и смещения судов, то есть приемы управления судами, могут быть использованы почти на всех гребных судах, то есть на каяках, байдарках, каноэ, катамаранах и надувных лодках. Прием отталкивания может быть применен только на судах с канойной греблей. Траверс не может быть применен на надувных судах при сколько-нибудь значительной скорости течения. Указанные приемы совершенно недостаточно знать теоретически. Они должны быть отработаны на тренировках и многократно повторяться в процессе круглогодичных тренировок. Реально при управлении гребным судном используется не один, а комбинация нескольких приемов. Для различных судов и для различных мест гребцов оптимальные комбинации приемов будут разными. Зависят они и от индивидуальных особенностей гребцов. Поэтому каждый гребец должен для себя и своего места на судне выбрать и тщательно отработать одну-две комбинации приемов на каждый маневр.
УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКИМИ ПЛОТАМИ
Значительно отличается от управления гребными судами управление туристским плотом. Плот практически не имеет продольной собственной скорости относительно воды, она появляется только на самых крутых участках реки, где продольная составляющая силы тяжести плота начинает превышать силу трения плота о воду. Практически из-за малой массы современных плотов на надувных элементах плавучести и значительной силы трения поперечных гондол о воду этой скоростью всегда можно пренебречь.
Основной задачей управления плотом является его последовательное поперечное смещение в зоны реки, не имеющие препятствий (надводных и подводных камней, бревен и т. п.) на пути плота вниз по течению. Так как препятствия расположены хаотично, то при прохождении порогов и шивер плот многократно перемещается поперек реки. Перемещение плота осуществляется с помощью носовой и кормовой гребей или весел (на плоту-честере).
Плот с гребями. Гребями работают стоя, веслами — сидя. На каждой греби может стоять от одного до четырех гребцов. Один человек из этого состава является загребным — он определят направление и скорость гребли, остальные являются как бы усилителями, то есть своими усилиями увеличивают силу гребка. Сила гребка при прохождении препятствий всегда должна быть максимальной, слабые гребки допускаются лишь при исправлении курса плота на спокойных участках. Загребной на задней греби является обычно и капитаном плота.
В отличие от туристских гребных судов момент силы опоры греби о воду передается на плот не через руки и корпус гребцов, а через подгребицы, этот момент достигает большой величины. Практически гребь-то же уключинное весло, только гребля производится не вдоль, а поперек течения. Гребок гребью складывается из тех же четырех фаз, что и гребок веслом на гребном судне, а именно: заноса греби, опускания лопасти в воду, проводки лопасти и вывода лопасти из воды. Занос греби производится настолько, чтобы рукоятка ее не вышла за край плота, при современной ширине плота это соответвует на рукоятке величине немного больше 1 м от оси плота, на лопасти — немного больше 2 м.
Обычно команда, стоящая на греби, делится на две части, располагающиеся по обе стороны греби. Во время заноса греби гребцы стоят на месте. Гребцы, стоящие на одной стороне греби, сгибают руки и откидываются назад, стоящие на другой стороне-наклоняются и разгибают руки. К рукоятке греби прикладывается небольшое усилие, направленное вниз. По достижении крайнего положения с рукоятки снимают усилие, направленное вниз, и лопасть греби под собственной тяжестью опускается в воду. В этот момент гребцы, стоявшие откинувшись и с согнутыми руками, начинают с усилием на рукоятку греби распрямлять корпус, а затем и руки, переходя в положение нагнувшись вперед и выпрямив руки. Гребцы противоположной стороны, наоборот, тянут на себя рукоятку, сначала сгибая руки, а затем откидываясь назад корпусом. Когда рукоятка греби достигнет предельного положения (теперь у противоположного борта), на нее вновь надавливают вниз, лопасть выходит из воды, и начинается занос для следующего гребка. Ритм работы гребью-8-12 гребков в минуту. Как и в случае гребли веслами, в соответствии с законами механики Ньютона, при гребле гребью налево плот смещается вправо и наоборот, поэтому при поступлении команд от капитана плота «Налево, направо!», нужно быстро их трансформировать (начинающие часто ошибаются).
Носовая гребь обычно перегребает кормовую, поэтому на носу может быть меньше гребцов или носовая гребь может работать реже. Так как длина плота с гребями может достигать 14-15 м, в особо тесных препятствиях может последовать команда «Гребь на плот!» для передней греби. По этой команде стоящие на греби надавливают на рукоятку вниз и приводят гребь в горизонтальное положение, рукоятка отводится в одно из крайних положений, гребцы, перехватывая веретено греби, вытаскивают ее на плот до упора ближнего к плоту края лопасти в подгребицу. Гребь лежит на плоту концом веретена в подгребице, а концом рукоятки на настиле плота у его края. По команде «Гребь на воду!» гребцы обратным порядком опускают гребь в воду.
Плот-честер. На плоту-честере при выполнении той же общей задачи управления плотом гребля производится канойными веслами гребцами, сидящими на каркасе. Гребцы используют приемы прямой и обратной гребли на каноэ, при этом если правые гребцы гребут прямо, то есть за спину, левые гребцы должны грести обратно, то есть из-за спины, и наоборот. Честер, так же как и плот с гребями, перемещается в сторону, противоположную направлению гребли. Сила воздействия гребца на воду передается на честер, как и на гребном судне, через руки и корпус гребца. Средняя мощность гребли на честере значительно меньше, чем на плоту с гребямн. Гребцы на плоту-честере не могут выполнять какие-либо технические приемы, кроме обычной гребли перемещения, да они и не нужны. Таким образом, основной и единственный технический прием управления современными плотами — поперечная гребля.
Сравнивая между собой приемы и способы управления различными судами, можно отметить богатые возможности управления четырехместным катамараном гребцами в канойной стойке. Однако полная реализация этих возможностей требует отличного владения техникой и слаженности всего экипажа из четырех раздельно действующих гребцов. Такого количества раздельно действующих гребцов нет ни на одном туристском судне, поэтому все возможности катамарана реализовать трудно. Очень мощным средством управления обладает современный плот на поперечных гондолах, а ограниченность как задач, так и средств управления способствует быстрому установлению слаженности экипажа и полной реализации мощности средства управления.
\n\n(Добавление)
ПОСАДКА И ВЫСАДКА
Определенные технические приемы посадки на судно и высадки с него необходимы для того, чтобы экипаж быстро и правильно занимал и покидал свои места, не повредив и не опрокинув судна, чтобы судно отходило от берега в наиболее выгодном положении с полным экипажем в максимальной готовности к работе. Для всех гребных судов отвал от берега рекомендуется носом против течения с последующим разворотом. Поэтому посадка на судно начинается, когда оно привязано к берегу носовым причальным концом. Однако бывают случаи, когда судно не привязывают, например если оно зачалено очень близко от препятствия и для попадания в нужную точку недостаточно имеющегося участка реки. Тогда судно проводят вдоль берега выше по течению и посадка начинается на непривязанное судно. Четырехместный катамаран может быть отвязан при погрузке, так как его удобно загружать, подводя к берегу поочередно разными бортами. В случаях посадки на непривязанное судно причальный конец заранее должен быть смотан и закреплен на судне, а один из гребцов должен постоянно удерживать и следить за судном. Обязательно на непривязанное судно садится гребец каяка или одноместного катамарана. Для него посадка наиболее сложна, так как нужно удерживать судно и садиться. Практически одиночные суда удерживаются слабой посадкой носа на берег или на мелкие камни у берега (чтобы можно было столкнуться упором весла в дно) или гребцами с других судов, поскольку одноместные суда всегда идут в группе с многоместными.
При посадке в каяк или байдарку гребец должен положить весло поперек судна на деку или на фальшборты немного впереди от своего посадочного места и удерживать его и судно за фальшборты или привальные брусья двумя руками, затем перенести ближнюю к судну ногу и поставить ее на кильсон впереди сиденья. «После этого нужно перенести в судно и вытянуть вперед другую ногу, затем, приподняв тело на руках, вытянуть вперед ногу, перенесенную в судно раньше, и окончательно сесть на сиденье.
Если на судне есть упоры, они должны нормально прилегать к бедрам гребца, если упоров нет, необходимо упереть ступни в перекладину кильсона, а колени-в фальшборты. Если байдарка оборудована рулевым управлением, необходимо (для заднего гребца) упереть ступни ног в коромысло рулевой колонки, которое должно иметь ход в пределах 40-50°. Затем гребец натягивает нижнюю резинку «юбки» на обруч посадочного места и берет в руки весло. На этом посадка в каяк или одноместный катамаран заканчивается, после этого по команде гребца отпускает нос тот, кто его удерживал с берега, либо сам гребец, упираясь веслом в дно, сталкивает нос с мели движением всего судна назад. В двухместную байдарку сначала садится задний гребец, после его посадки передний гребец отвязывает причальный конец, сматывает и закрепляет его, после чего садится сам. Если при посадке переднего гребца байдарка находится на плаву, то у берега ее удерживает задний гребец упором весла в дно со стороны, противоположной берегу, или просто держась руками за берег. Если нос байдарки вытащен на берег, задний гребец слегка страхует веслом байдарку от смещения во время посадки переднего гребца, затем нос сталкивают, как было описано выше.
ТЕХНИКА ОТВАЛА ОТ БЕРЕГА
Байдарка отходит от берега после полной готовности переднего гребца к работе. Иногда каякам и байдаркам необходимо отходить от берега носом по течению, например если разворот может отбросить судно в струю, идущую к противоположному берегу, а ему необходимо удержаться у этого берега. В этом случае посадку в байдарку начинает передний гребец. Усложняется задача удержания судна при посадке, так как течение будет все время стаскивать корму с отмели и прижимать к берегу нос. Если же корма находится на плаву, то течение будет отбивать ее от берега. Поэтому в случае отвала носом по течению лучше всего, если байдарку или каяк удерживает за корму гребец с другого судна.
Надувные суда типа ЛАС, ПСН и НДЛ чаще отходят от берега носом по течению, для них это более удобно, чем для байдарок, так как надутый баллон на самом борту судна не дает течению сильно прижать к берегу нос. Посадка идет в непривязанное судно, которое удерживает за корму самый задний гребец. Его весло уже находится в лодке. Остальные гребцы садятся с кормы или через борт, держа весла в руках, в порядке наибольшего удаления посадочных мест от берега. Когда все гребцы сели, заняли рабочее положение и взяли весла в руки, задний гребец слегка сталкивает корму и вскакивает в судно. Иногда на надувных судах применяют фартуки с посадочными местами под «юбку», как это делается на байдарках. Такие фартуки несколько затрудняют посадку самого заднего гребца, натягивание «юбки» на обруч посадочного места производится им в первую свободную минуту после отплытия.
Четырехместный катамаран может отходить от берега как носом против течения, так и носом по течению. Если посадка производится на отвязанный катамаран, причальный конец должен быть заранее смотан и закреплен на катамаране. Судно удерживает у берега носовой гребец (при отвале носом против течения) или кормовой гребец (при отвале носом по течению), чье место находится у берега. Его весло в это время лежит на каркасе катамарана. Гребцы садятся на катамаран с веслами в руках. При отвале носом против течения первым садится кормовой гребец ближнего к берегу борта, затем кормовой и носовой гребцы дальнего от берега борта. Гребцы ставят в рабочее положение упоры, берут в рабочее положение весла. После того как все окажутся готовы, последний гребец слегка сталкивает катамаран, садится на свое место, ставит в рабочее положение упоры, берет в рабочее положение весло. При отвале носом по течению первым садится носовой гребец ближнего к берегу борта, затем носовой и кормовой гребцы дальнего от берега борта.
Плот стоит у берега всегда в одном положении: носом вперед, привязанный, как правило, носовым и кормовым причальными концами. В команде плота выделяют специальных чальщиков — носового и кормового. Посадка на, плот начинается с того, что носовой чальщик отвязыва'ет, сматывает и закрепляет на плоту носовой конец, после чего вся команда, кроме кормового чальщика, становится на плот и приводит греби в рабочее положение. Кормовой чальщик отвязывает, сматывает кормовой причальный конец, одновременно удерживая за него плот. у берега. Затем он вместе с причальным концом прыгает на плот. Если кормовой чальщик не в силах удержать плот, он может завести кормовой конец петлей за дерево или большой камень и сесть на плот, удерживая свободный конец в руках. Плот будет удерживаться за счет трения веревки о дерево или камень. Затем чальщик отпускает свободный конец причальной веревки, плот отходит от берега, чальщик выбирает причальную веревку из воды, сматывает ее и закрепляет на плоту.
При отвале от берега гребных судов носом против течения носовые и кормовые гребцы производят дугообразные гребки — носовой от носа со стороны берега, кормовой — от кормы со стороны, противоположной берегу. Одновременно на одно — и двухместных судах закладывается небольшой крен внутрь поворота, и дальше работа производится на внутреннем борту поворота дугообразными гребками носового-к носу, кормового-от кормы (на одноместном судне единым гребком от кормы к носу). На четырехместном катамаране работают с обоих бортов дугообразными гребками с внутреннего борта поворота носовой-к носу, кормовой-от кормы, с внешнего борта носовой-от носа, кормовой-к корме. Как только судно развернулось и выровнялось по течению, переходят к прямой гребле. При отвале от берега носом по течению носовой гребец с ближнего к берегу борта производит дугообразный гребок от носа, кормовой гребец производит прямой гребок, на одно — и двухместных судах закладывается небольшой крен вниз по течению. После того как судно отойдет от берега на необходимое расстояние, кормовой гребец выравнивает судно дугообразным гребком от кормы.
Аналогичны приемы отвала от берега четырехместного катамарана и надувных судов. Если отвал от берега производится из улова или из области стоячей воды за большим камнем или скалой на берегу, выходить из улова нужно против течения основной струи, направляя судно под углом около 30° к направлению основной струи. Носовой и кормовой гребцы работают в основном со стороны, обращенной вниз по течению, задавая в ту же сторону крен. Носовой гребец делает зацеп в струе, кормовой прямыми гребками ускоряет судно. Разворот в нормальное положение завершается под действием струи, носовой гребец может выполнить еще один зацеп, кормовой — гребок от кормы с опорой на весло.
Отвал от берега плота производится совместной работой кормовой и носовой гребей к берегу, при этом кормовая гребь должна начать работу с опережением, чтобы сначала откинуло течением корму, затем нос ее догонит, а если опережает нос, то корму все время будет поджимать к берегу.
\n\n(Добавление)
ПРИЧАЛИВАНИЕ К БЕРЕГУ
Причаливание складывается из выбора места причаливания, маневрирования судна с целью выхода к точке причаливания, остановки и закрепления судна у берега.
Причаливание к берегу гребных судов всегда производится носом против течения. Судно подводится ближе к берегу, затем дугообразными гребками разворачивается поперек течения, нос его направляют на берег, при ЭТО. М нос входит в область более слабого течения, а на корму действует более сильное течение, которое и завершает разворот. Затем прямыми гребками нос медленно подводится к берегу.
Такая техника причаливания пригодна для ровной небыстрой воды. На быстрине, а тем более на быстрине с валами, причаливание гребных судов производится из улова, в области стоячей воды за камнями или скалами. В этом случае причаливание начинается с разворота судна носом к берегу и придания ему скорости поперек струи. Как только судно войдет в улов, носовой гребец со стороны берега делает зацеп, кормовой — гребец прямыми гребками вгоняет судно в улов и завершает работу обратным гребком от кормы на внутренней стороне поворота, при этом на одно — и двухместных судах закладывается крен внутрь поворота. Как только нос судна коснулся берега, носовой гребец, ближайший к берегу, выскакивает на берег и удерживает судно руками. а затем привязывает причальный конец. На быстрине гребец выскакивает сразу с причальным концом и удерживает судно, обернув одним витком причальный конец вокруг дереза или камня.
Причаливание плота производится параллельной работой носовой и. кормовой гребей от берега, при этом плот прижимается к берегу бортом. Кормовая гребь опережает носовую, чтобы корму не относило от берега. Как только корма коснулась берега, на берег выскакивает кормовой чальщик с кормовым причальным концом и оборачивает его одним витком вокруг заранее намеченного дерева или камня, удерживая плот. Выскакивать нужно лицом по течению, удерживая веревку перед собой. Как только плот остановился, кормовой чальщик делает еще один оборот веревки вокруг дерева или камня и завязывает ее. Затем с плота сходит носовой чальщик и привязывает носовой причальный конец. Кормовому чальщику могут помогать удерживать плот другие члены экипажа, но на плоту до его надежного закрепления обязательно должны оставаться капитан и загребной носовой греби.
Если при причаливании плота из-за неправильной работы гребями нос раньше коснулся берега, а корму не сумели удержать и плот начал разворот вокруг носа, упершегося в берег, необходимо зафиксировать носовым причальным концом нос плота, вытянув на плот носовую гребь, а потом, после завершения разворота, привязать оказавшуюся впереди корму. Иногда такой способ причаливания с разворотом вокруг носа, называемый причаливанием «тыром», применяют специально, так как он позволяет на время до 1-2 минут (пока течение разворачивает корму) удерживать нос на берегу. За это время можно надежно зафиксировать причальный конец. Но для современных плотов на надувных элементах плавучести такой способ причаливания опасен возможностью повреждения элементов плавучести и не оправдан, так как масса современных плотов сравнительно невелика и их можно удержать описанным выше способом. Поэтому к причаливанию «тыром» следует прибегать только в крайних случаях. Если плот все же зачален «тыром», обратный разворот, теперь уже вокруг кормы, лучше провести перед погрузкой, когда плот без груза и без экипажа.
Высадка людей. Высадка с гребных судов производится в порядке, обратном порядку посадки. Гребец каяка и носовой гребец байдарки выскакивают, как только нос судна коснулся берега, удерживая судно в равновесии двумя руками за фальшборты или привальные брусья (кормовой гребец помогает удерживать судно упором весла или держась за берег). Кормовой гребец байдарки выходит после того, как носовой гребец привязал причальный конец, удерживая равновесие судна так же, как и носовой (носовой помогает удерживать судно). Гребцы надувных судов выходят после привязки причального конца, начиная с находящегося ближе к берегу. Гребцы четырехместного катамарана выходят после привязки причального конца, начиная с того, кто находится дальше от берега. Экипаж плота после привязки причальных концов выходит с плота в произвольном порядке. Весла с гребных судов должны быть вынесены на берег, греби плота вытащены на плот. После выхода на берег экипажа любого судна (или после его разгрузки, если это остановка на ночлег) судно нужно привести в такое положение, чтобы силой течения его оболочка и причальные концы не терлись о камни на берегу или в воде. Для этого суда перечаливают в спокойные заливы, частично или полностью вытаскивают на берег и т. п. В каком бы положении ни находилось судно-полностью в воде, частично на берегу или полностью на берегу, — оно должно быть привязано.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ
Для успешного преодоления естественных препятствий в русле реки необходимо, как говорят сейчас, чувство воды (раньше говорили-умение «читать» воду). Чувство воды-это отчетливое представление о том, где окажется судно и какие силы будут на него действовать, если перестать им управлять. Только на основе данных, подсказываемых чувством воды, можно действовать в потоке уверенно и эффективно. Способность ориентироваться в водной ситуации, быстро реагировать на ее изменения приходит лишь с опытом плавания по бурной воде.
Для каяков и байдарок, одно — и двухместных катамаранов очень важно также чувство крена. Чувство крена во многом определяет остойчивость этих судов при прохождении сложных' участков реки. При этом мало одних знаний, где и как следует накренять судно, необходим автоматизм соответствующих навыков. Крен должен являться реакцией на реальное воздействие воды на судно, никогда не следует задавать крен до того, как он будет действительно необходим. Не столь решающее, но серьезное значение имеет чувство крена в технике прохождения препятствий на надувных лодках типа ЛАС.
Техника прохождения препятствий складывается из техники прохождения отдельных элементов, ибо каждое препятствие является комбинацией нескольких элементов. К таким первичным элементам относятся сливы различной высоты и крутизны, косые и прямые, пологие и крутые стоячие валы, бочки, ворота между камнями, прижимы, области стоячей или противоположно текущей воды.
Прохождение сливов. Общее правило прохождения сливов для всех судов-входить в середину языка и держаться перепендикулярно гребню слива. Однако это правило трансформируется, в особенности для байдарок. в зависимости от высоты и крутизны слива. Чем выше и круче слив, тем выше поперечный вал, стоящий за сливом. В какой-то момент он приобретает обратный гребень. При большой крутизне, когда слив превращается в водопад, перед обратным валом возникает бочка. Широкие пологие водосливы не выше 1 м на байдарке можно преодолевать лагом, разворачивая судно на сливе (телемарк). Судно нужно откренивать в сторону слива и поддерживать опорой на весло со стороны слива. Также можно преодолевать более высокие пологие сливы, пересекая слив наискось и уходя вбок от нижнего вала при наличии сбоку свободного пространства.
Если свободного пространства нет, байдарка может проходить сливы до 2 м высотой напрямую, как и другие суда, разогнавшись для протыкания нижнего вала. Плоты, катамараны и длинные надувные суда (ПСН, НДЛ) достаточно хорошо проходят вал, стоящий под сливом, при достаточной скорости, запасе плавучести и приемлемой высоте слива. Реальная опасность переворота
через корму возникает при прохождении вала под сливом более короткими и жесткими надувными судами типа ЛАС и СП. За счет набора скорости на сливе опорная поверхность дна при входе на вал уменьшается, и ударом обратного гребня лодка может быть опрокинута. Чтобы избежать переворота, при входе на вал рекомендуется уменьшить скорость, передним гребцам вывеситься вперед, чтобы проломить гребень вала. Необходимо также проходить вал строго перпендикулярно его гребню.
Прохождение водопадов. При прохождении водопада нужно тщательно взвесить возможности судна и экипажа, мощь потока и бочки, тип слива — прямой, косой или винтовой,-наличие препятствий ниже по течению. Суда должны проходить водопад, направляя нос строго перпендикулярно гребню слива. После прыжка суда сильно погружаются в пенную бочку и тормозятся в ней. Поэтому уже на заходе должен быть максимально облегчен нос и приобретена скорость. В бочке необходимо энергично грести вперед, глубоко погружая весла. Перед самым прыжком на плоту следует убрать носовую гребь. В бочке весьма вероятно смывание гребцов, поэтому перед прыжком всем необходимо застраховаться. При преодолении водопада на байдарке нос ее-лучше направлять под небольшим (не более 30°) углом к гребню, иначе она может встать свечой. \n\n(Добавление)
Байдарка разворачивается на нужный угол непосредственно перед прыжком. Сразу после прыжка делается первый гребок со стороны, нижней по течению, с целью удержаться о воду и вытащить судно из-под слива. В бочке очень важно прз вильно держать крен, сообразуясь с ее нестационарными струями. В момент прыжка и погружения в бочку гребцы должны отклониться назад, при выходе из бочки-вперед. Оценить возможность прохождения водопада можно только на основании опыта. Плоты проходят иногда водопады высотой до 4 м, байдарки-до 2 м, катамараны и надувные суда-до 2,5-Зм.
Прохождение вала. Гребные суда и плоты могут преодолевать стоячие валы значительной высоты. Крутые валы преодолеваются перпендикулярно гребню вала, при этом гребные суда развивают скорость, протыкая гребни валов. Если есть возможность, лучше идти краем струи, где высота валов меньше. При преодолении крутых косых валов судно должно быть перпендикулярно гребню вала на самом гребне, между валами оно может быть под другим углом, доворот производится в последний момент. Плоты, катамараны и надувные суда преодолевают крутые валы высотой немного меньшей, чем длина судна, байдарки-высотой до 1,5 м. Пологие валы можно проходить перпендикулярно гребню, не развивая скорости, гребные суда проходят пологие валы лагом, задавая крен к валу и опираясь на него лопастью весла, воткнутой в вал горизонтально. Так же байдарка может удерживаться от переворота в крутых валах, если вошла в них — лагом. На гребне вала притяжениями обоих гребцов, выполняемыми в разные стороны, байдарку легко развернуть перпендикулярно гребню. Пологие валы преодолеваются без ограничения высоты. Короткие, более жесткие надувные суда типа ЛАС и СП при входе на крутой вал резко поднимают нос, а при переходе через гребень-корму, что может привести к выбрасыванию гребцов в воду. Более длинные надувные суда изгибаются, принимая форму вала.
Прохождение бочки. Это такое препятствие, которое лучше обойти, если для этого есть возможность. Если такой возможности нет, например при прохождении водопадов, бочку следует проходить на скорости, перпендикулярно гребню того слива, за которым она образовалась. Грести в бочке нужно, глубоко погружая весла, чтобы достать до глубинного плотного слоя воды, текущего в направлении течения. В момент входа в бочку гребцам следует отклониться назад, в момент всплывания судна в пене бочки нужно наклониться вперед. Бочка может надолго задержать судно, а в случае попадания его параллельно гребню слива, образующего бочку, и перевернуть его.
Прохождение каменистых участков. На участках с большим количеством камней при движении сходу гребные суда прежде всего уменьшают скорость наплыва на препятствие. Для ухода от камней используются притяжения, для разворотов и смещений используются «тени» больших камней. Катамаран может использовать траверс, а также наезды на небольшие камни одним из'баллонов с целью торможения или разворота. Небольшие камни можно пропускать между гондолами. Плот на таких участках движется по основной струе, где относительно меньше камней и также использует для смещения «тени» больших камней, забрасывая в них корму или нос (при движении с разворотами). Иногда приходится проходить ворота между мелко сидящими подводными или полуподводными камнями, ширина которых меньше ширины плота или катамарана. Такие ворота проходят с открениванием на один борт.
Прохождение прижима. Для прохождения неосложиенных камнями прижимов производится смещение судна к внутреннему в повороте краю струи, например параллельным притяжением для надувных судов, кормовым траверсом для байдарок и катамаранов. Мощные прижимы на байдарках и надувных судах можно преодолевать, заранее развернув судно и сплавляясь кормой вперед, чтобы в нужный момент уйти от прижима. Катамаран можно поставить в струе кормой к прижиму «корабликом», при выборе соответствующего угла к течению струя будет выталкивать катамаран к внутреннему берегу поворота за счет более сильного давления на корму, находящуюся в более сильной струе, чем нос. Экипаж должен поддерживать нужный угол. При прохождении прижима плотом плот смещается на внутренний край струи работой обеих гребей. Самое главное — поддерживать правильный угол, чтобы ось плота была параллельна струе, то есть плот нужно ориентировать не относительно прижима, а относительно струи.
Если прижим осложнен камнями у выпуклого берега, то гребные суда маневрируют от камня к камню, используя траверсы и «тени» камней. Для плота в этом случае остается мало места и времени, и его нужно использовать наиболее эффективно. Плоты и надувные суда могут пройти прижим и по отбойному валу, если заранее уйти от него не удалось. Непосредственно у прижима судно нужно развернуть параллельно отбойному валу, а нос чуть отвернуть в струю. Наиболее опасны прижимы без отбойного вала, с подсосом воды под берег. Если есть сомнения в прохождении такого прижима, суда лучше провести или обнести.
Выход из улова. Техника захода или выхода из улова на струю для гргбных судов описана выше. Требуются специальные приемы вывода из улова плота. Плот подводится возможно ближе к струе у того выступа берега, за которым образовался улов, и одновременной сильной работой гребей забрасывается в струю, при этом кормовая гребь должна слегка опережать носовую.