Интервью о спортином туризмеСреди иностранцев спортивные туры пользуются популярностью.

Россия – это страна, где спортивный туризм является национальным видом спорта, который всегда был в нашей стране, начиная с землепроходцев и путешественников. Доказательств этому в нашей истории видимо-невидимо. Спортивный туризм, как отдельный вид отдыха, появился в России в середине 19 века. В тот период стали возникать велосипедные и горные клубы. В 1895 году появилась первая более или менее общероссийская организация – российское общество туристов. Туристско-спортивный Союз России является продолжателем всех дел этого общества.

Игорь Евгеньевич Востоков – Президент Туристско-спортивного Союза России, заслуженный мастер спорта России, подполковник запаса. Под его руководством совершались десятки путешествий и туристических экспедиций в самые отдаленные районы нашей страны – в Арктику, на дальний Восток, Камчатку, Курилы, Западный Кавказ. Самые яркие впечатления от путешествий Игорь Востоков отразил в акварелях, документальных фильмах и фотографиях.

— До 90-х годов еще велась туристическая статистика, — рассказывает корреспонденту «Туризма в России» Игорь Востоков. — Примерно две трети соотечественников предпочитали коммерческий туризм – путевки в санатории, на курорты. Остальные занимались спортивным туризмом. При этом только одна треть спортивных туристов была организованной, другие предпочитали отдых «дикарями». Сейчас все примерно так же, только в коммерческом туризме появились выезды за границу. Въездной туризм выгоднее для нашего государства, но когда дело доходит до денег, то выясняется, что турфирмам выгоднее заниматься выездным. Жаль, что в этом случае мы развиваем инфраструктуру не нашей родины, а вкладываем средства в инфраструктуру других стран.

— Какое различие между спортом и спортивным туризмом?

— Сам по себе спортивный туризм – это комплексный вид активного отдыха. Это и спорт, и оздоровление, и отдых, и живопись, и кино, и научно-исследовательские работы, и географические экспедиции. Россия представляет всё природное многообразие для всех видов спортивного туризма. Здесь есть пустыня и заполярье, скалы и сложные реки, тайга и горы, снег и жара. Если какой-то вид спорта развивает отдельно руку, голову или глаз, то туризм – это школа жизни. А для девочек – и школа замужества. Многие девушки приходят в спортивный туризм, ищут возлюбленных, а потом создают счастливые туристские семьи. Мужику видно – какая женщина, как готовит, как стирает, убирает, а женщины наблюдают, каковы мужчины в той или иной сложной ситуации. Кроме того, экстремальные ситуации сближают людей, выявляют моральные качества в человеке. Ни один вид спорта не может похвастаться таким многообразием. Причем это самый дешевый вид туризма, не нужны турбазы, дорогое снаряжение, бассейны, солярии, сервис. Это ноу-хау России, любовь к путешествиям и природе, явление, которое само собой легло на национальные особенности. Поэтому им занимаются дети, взрослые, пожилые, инвалиды и каждый здесь находит что-то свое.

— Спортивный туризм делится на несколько основных видов: пешеходный, горный, водный, лыжный, авто — и мото-, вело-, спелео-, парусный, конный, комбинированный, инвалидный, детско-юношеский. В последнее время активно стал развиваться туризм для людей с ограниченными жизненными возможностями, то есть для инвалидов, причем страдающих разными видами заболеваний.

— Какова цель спортивного туризма?

— Процесс! В спортивном туризме нет явного стремления лостичь чувства первого места, цели стать чемпионом. Вспомните, ведь туризм породил КСП – самодеятельную авторскую песню. До сих пор существует Грушенский фестиваль. Ведь многие барды вышли именно из спортивного туризма, в том числе Юрий Визбор.

— Как попасть в эту туристическую среду?

— Основная форма общения между туристами происходит в турклубах, где можно найти руководителя, заняться организацией похода. Например, В Москве раньше было 33 клуба, сейчас два или три – клуб сегодня стало содержать дорого. Главное, что нужно спортивному туризму – это объединить любителей, собраться, согласовать свои действия и затем выйти в природную зону. Проблема в том, что уже в течение 10-15 лет государство ни копейки не выделяет на туристскую инфраструктуру, связанную с клубным туристским движением. А ведь клуб – это аккумулятор информации о туристско-спортивных маршрутах, которая содержится в отчетах написанных самими туристами после завершения походов. Отчет – это целая диссертация, талмуд с фотографиями и приложенными дискетами, в котором описывается нитка маршрута: где прошел, как и какие перевалы преодолел.

— За деньги можно купить спортивный тур?

— В спортивном туризме появились коммерческие структуры. Все организовывается просто – бывалый турист собирает группу чужих для себя людей, берет с них деньги и ведет в поход. Сейчас таких структур появилось очень много, мы даже стали вести статистику. Особенно развивается коммерческий спортивный туризм на Алтае, в Новосибирске, в Карелии, на Камчатке. Рекламы о таких турах, конечно, еще недостаточно, но всегда в Интернете можно найти по любому району страны фирму, которая устраивает спортивные туры. Это не проблема, были бы деньги.

— Если себестоимость похода составляет условно сто рублей, то, обратившись с турфирму, вы соответственно расстаетесь с 150-200 рублями. Сюда не входят затраты на дорогу, чтобы долететь, допустим, до Алтая. Недельный тур обходится в $100, $200 или $300, в зависимости от предлагаемых на маршруте услуг. Я вам приведу такой интересный пример. В последние годы существования Советского Союза для того, чтобы посетить Землю Франца-Иосифа (самый северный и труднодоступный архипелаг России. – прим. «Туризм в России»), достаточно было иметь в кармане 400 рублей – на билет до Норильска и на ящик коньяка для летчиков. В худшем случае можно было купить за 60 рублей билет с Диксона до Земли Франца-Иосифа. Недавно к нам обратились американцы с желанием организовать двух-трехнедельную экспедицию на этот архипелаг. Мы посчитали, что экспедиция обойдется группе из 10-15 человек в 300 тысяч долларов! Чтобы совершить такой поход, нужно заказать вертолеты (а они сейчас очень дорогие, тем более в Арктике), ледокол, горючее раскидать по островам, чтобы на веки там не остаться. Но, тем не менее, среди иностранцев спортивные туры по России пользуются популярностью, потому что они дешевле, чем в какой-либо другой стране. Рынок у нас еще не насыщен клиентурой, поэтому фирмы берут не так много.

— Не лучше ли отправиться в поход самостоятельно, чем платить за тот же маршрут деньги?

— Самодеятельный туризм – это когда люди втроем-вчетвером ушли в лес и нигде не зарегистрировались. Власти не знают, кто ушел, куда, когда… — Чем это опасно? — Крупным заповедникам и заказникам неорганизованный туризм наносит определенный экологический ущерб. Но, как показывает практика, больше всего вреда приносят не туристы, а браконьеры, крупные производства, вырубка леса, нефтяные компании, крупные лесные пожары, которые списывают на туристов. Неорганизованный туризм все-таки вышел из организованного и обучен, как правильно жечь костры, как их тушить. Сейчас неорганизованным туризмом больше озаботились не экологи, а МЧС.

— Настолько много несчастных случаев?

— Если говорить о несчастных случаях, то это тоже не так глобально, как нам пытаются представить. В самые активные солнечные годы, а пик самой большой солнечной активности случается раз в 11 лет, до 90 человек в год по всему СССР гибли от несчастных случаев. Сейчас может быть 150. А несчастные случаи возникают за счет того, что страна разваливается, производство еле-еле выживает, прежняя инфраструктура дряхлеет. Несчастные случаи от экстремального спорта – это капля в море. Смешно об этой цифре говорить, когда кругом войны, взрывы и так далее. Источник запретов и говорильни о несчастных случаях в экстремальном спорте свидетельствует о том, что всем нужно заработать и получить копейку с любого живого человека, перемещающегося в природе. Сейчас вся сила МЧС в подразделениях направлена на спасение людей в катаклизмах техногенного характера, при этом у подразделений поисково-спасательных служб очень мало средств на поиски и спасении туристов на маршрутах. Поэтому основная причина того, что сейчас так остро стоит вопрос о контроле за туризмом, это необходимость поставить на коммерческие рельсы прохождения людей по природной среде. В МЧС возникла идея снимать поборы, вводя всевозможные ограничения в виде нормативов.

— Каких нормативов?

— Например, сейчас готовится инструкция по безопасности туристов. В комиссию, которая будет разрабатывать инструкцию помимо МЧС, Агентства по туризму, Агентства по спорту и ряда научно-исследовательских институтов будет входить и Туристско-спортивный Союз России. Скорее всего, весь туризм официально будет разбит на три куска – организованный спортивный туризм, неорганизованный и коммерческий экскурсионный неопасный туризм. Во всяком случае, мы так хотим. Для коммерческого будут минимальные требования – купил путевку, максимум поставил прививку от экзотической болезни и поехал. Неорганизованный туризм не поймаешь. Мы встретились с вами, полюбили друг друга и поплыли, поплыли. А потом решили искупаться, у вас сердце не выдержало напора эмоций и вы утонули. Я подхожу к воде, а там ваши жгучие карие глаза… на глубине нескольких метров. С дикарями бесполезно что-то делать, то ли это туристы, то ли грибники, то ли нудисты, то ли сектанты. Кто их разберет. А вот что касается организованного спортивного туризма, то здесь существует ряд проблем. Прежде всего, мы должны решить проблему прозрачности туристского пространства.

— В чем причина непрозрачности туристского пространства?

— Туристов привлекают туристско-информативные зоны, то есть красивые места, скопления гор, водопадов, каньонов, природных и исторических объектов. В этих местах появляются заповедники, заказники, начинают работать различные инспекции. Чтобы попасть в эту зону, турист должен платить за каждый день прохождения. Например, в ГИМСе (государственная инспекция маломерных судов. – прим. «Туризм в России») нужно поставить на учет надувное судно, которое используется один раз в году. Какой уж там инвентаризационный номер? Вот, например, идет по реке разборный катамаран. Многие катамараны в определенные годы своего развития имели оболочку, набитую огромным количеством презервативов. Один лопается, другой надувается. А резиновые изделия легкие и прочные, поэтому многие маршруты стали для нас доступны. Регистрировать все подобные надувные конструкции практически разового применения – это маразм. Второй маразм, который хотят ввести – это непременное личное присутствие и утверждения документа в процессе согласования каждого маршрута с региональными властями. Третий бредовый момент – те органы, которые занимаются спасением туристов, никогда не занимались разработкой и классификацией маршрутов, а так же созданием правил, разрядов и в том числе инструкцией по безопасности. Не нужно брать на себя функции других организаций, тем более фанатов, которые всю жизнь этим занимаются, не год и не два. Получается так, что если бы академик пришел к школьному учителю и получил от него школьную задачку. Это бред. Причем учитель хочет копейку получить за решение задачки, поиздеваться, а потом запретить и при положительном решении взять взятку.

— Нам сейчас нужно выработать единый кодекс и правил передвижения человека в природной среде. Власть не имеет денег, чтобы содержать заповедные зоны и службы спасения. И это понятно. Поэтому она разрабатывает целую систему нормативов, чтобы с потребителя-туриста снять деньги. Причем, какие! Люди платят штрафы до 1000 долларов с команды! Хорошая разрешительная система существовала в советские годы. Перед выходом на маршрут в региональные центры высылается уведомление, мол, мы идем к вам в регион. Спасатели узнают, что в этом районе с такого-то по такое-то число будет группа. Перед самым выходом группа опять телеграммой высылает уведомление о походе. По туристским правилам дается трехдневный срок, если в этот срок после завершения похода вы ничего не дали о себе знать, то начинаются поиски. Не надо эту систему рушить, ничего нового изобретать не надо, ведь она работала и работала неплохо. СПРАВКА «ТУРИЗМА В РОССИИ» Оптимальное число туристов в группе для сложного похода – это две тройки. Если вы, например, ломаете ногу, то вас несут двое, а другая тройка пойдет за помощью. Если во второй тройке один человек тоже ломает ногу, то его опять несут двое. А при большом количестве людей в группе, она становится неуправляемой. Спортивные походы разделяются на категории сложности. В первую категорию можно пойти с семьей, детьми. Вторая категория чуть сложнее. В третьей и особенно четвертой категории сложности – риск в походе нарастает. А прохождение двух походов в пятой категории в качестве руководителя – это уже уровень мастер спорта, где риск достаточно явно присутствует. Шестая категория – это маршрут, где все находится на грани между жизнью и смертью. По существующим разрядным требованиям, два похода в «шестерке» в качестве руководителя – это мастер спорта международного класса. Отруководил семью походами в шестой категории, совершил при этом ряд выдающихся достижений в спортивном туризме и заслужил уровень заслуженного мастер спорта.

Комментарии запрещены.

Навигация по записям